ЭХ, МОРОЗ-МОРОЗ: ПРОДЛЕВАЕМ РЕСУРС ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ ЗИМОЙ
Российские морозы – испытание не только для человеческой стойкости, терпения и иммунитета. Нелегко дается холодное время года и машинам, особенно специального назначения, работающим на строительных объектах в любую погоду без каникул и выходных. Меньшее из зол, что поджидает пользователей, – снижение производительности и эффективности. В случае халатного отношения растет риск непредвиденных поломок, которые могут привести к простою, а то и полному выходу машины из строя. Впрочем, экспертам известны секреты, которые помогут перезимовать без «замораживания» стройки и финансовых потерь.
Россия – страна с резко-континентальным климатом. Значительная часть территории принадлежит к трем климатическим зонам: умеренной с диапазоном температур от -45 °C до +40 °C, холодной – от -60 °C до +40 °C и умеренно холодной – от -60 °C до +45 °C.
Для каждого из районов предусмотрен свой вариант климатического исполнения специальной техники, имеющий обозначения У, Х и УХ соответственно. В зависимости от маркировки машины различаются составом оборудования, используемыми при производстве материалами, а также режимами работы двигателей, основных и вспомогательных систем. В холодное время года, особенно в районах Заполярья, используется спецтехника в так называемом «северном исполнении» с применением специальных сортов сталей и резины, с соблюдением температурного режима каждого материала. Нарушение стандартов приводит к тому, что уплотнения теряют герметичность и начинают пропускать рабочую жидкость или смазочный материал. В итоге трущиеся детали оказываются более подвержены износу, изоляция электропроводки теряет эластичность, появляются трещины, приводящие к разрушениям.
Кроме этого, у «северных» машин уплотнения гидроцилиндров конструктивно отличаются от стандартных, благодаря чему сохраняют герметичность. Для комфорта и сохранения тепла на машины ставят кабины с двойным остеклением и высокоэффективными встроенными обогревателями.
Но какой бы продуманной ни была конструкция машины, экскаваторы, бульдозеры, погрузчики и другие машины в любом случае оказываются подвержены негативным воздействиям низких температур.
Во-первых, при глубоком «минусе за бортом» увеличиваются механические нагрузки на системы и агрегаты техники. Так, детали рабочих органов, будь то зубья ковшей, гидроцилиндры, масляные насосы и бульдозерные отвалы, испытывают значительно большие нагрузки, нежели летом.
Во-вторых, происходит загустевание масла в масляном насосе, масляных каналах и в других внутренних узлах, что является основной причиной большинства поломок.
В-третьих, между деталями увеличиваются зазоры, которые компенсируются по мере разогрева механизма. Многие резинотехнические изделия, в том числе сальники, прокладки, уплотнительные втулки, теряют эластичность, а при экстремально низких температурах и вовсе становятся очень хрупкими. Детали из пластмассы также теряют упругость.
Кроме этого, резкие колебания температур плохо сказываются на техническом состоянии топливной системы. Солярка густеет до такой степени, что ее движение по трубопроводам прекращается, а ТНВД и фильтры действуют под большой нагрузкой.
Часто воздействие оказывается скрытым, изменения накапливаются по принципу снежного кома, чтобы в один момент обрушиться на голову владельца техники внезапной лавиной поломок, среди которых:
Прекращение подачи топлива при образовании ледяных пробок и отложений парафина в топливопроводах и фильтрах;
Загустевание электролита вследствие уменьшения емкости аккумулятора;
Появление трещин и разрушение пластин аккумуляторов;
Увеличение сопротивления трущихся деталей;
Поломка деталей ходовой части
И не только.
Конечно, никто не застрахован от форс-мажорных ситуаций, но большинство непредвиденных поломок, а вместе с ним и серьезных финансовых потерь, на самом деле можно избежать, если соблюдать сезонные правила эксплуатации и по-особенному ухаживать за машинами. Ведь, как говорится, лучшее лечение – это профилактика.
Готовь сани летом
Даже если вы не планируете использовать технику в зимний период, ее следует подготовить к зимовке, чтобы «пробуждение» весной не обернулось непредвиденными поломками и простоями.
Перед «спячкой» машину следует «накормить» подходящим по сезону горючим, будь то бензин или дизельное топливо. Стоит позаботиться и о надежном «сне» аккумулятора. Его следует извлечь из машины, хранить в теплом и сухом месте.
Если же технике предстоит усердный труд, то необходимо проверить степень заряженности батареи и при необходимости зарядить до 100 %. Плотность электролита в батарее по окончании заряда должна быть не ниже 1,27 г/куб. см. Не забудьте проверить уровень зарядного напряжения: оно должно быть не меньше 13,8 В и не больше 14 В.
Также еще до наступления зимнего сезона важно проверить состояние всех жидкостей: стеклоотмыватель поменять на подходящий сезону, защитить радиатор и регулярно проверять уровень «незамерзайки».
Ввиду короткого светового дня зимой большую часть времени техника работает при искусственном освещении. Для того, чтобы увеличить эффективность и безопасность машины, при этом не увеличивая расход заряда аккумулятора, эксперты рекомендуют использовать светодиодные фары.
Несмотря на то, что большинство машин как отечественных, так и иностранных брендов, сейчас выпускаются из долговечных, износостойких материалов с антикоррозийным покрытием, с годами активного пользования свойства теряются. Чтобы б/у машина выдержала эксплуатацию в экстремальных условиях морозов, снегопадов, сменяющихся оттепелями и солнечным светом, стоит обновить антикоррозийное покрытие. Если машина будет использоваться в городской среде, эксперты рекомендуют обеспечить еще и химическую защиту от солей, реагентов.
Обеспечение комфортных условий для оператора зимой – не менее важная задача. Чтобы по максимуму избежать рисков для здоровья и даже жизни человека, нужно заранее проверять исправность системы отопления и кондиционирования в кабине, отсутствие запотевания стекол изнутри. Также на практике доказана целесообразность замены резиновых накладок на стеклоочистителях и регулярной очистки «дворников» специальной смазкой и спиртом.
Наверняка многим водителям знакома проблема «заедания» дверей кабины из-за замерзания. Этого можно избежать, если по совету экспертов натирать резиновые прокладки на дверях и окнах кабины вазелином.
Колесный вопрос
Передвижение по дорогам, по три-четыре, а то и все шесть месяцев в году покрытым снежно-водяной кашей, снегом, льдом, да еще и при низких температурах – задача не из простых. И справиться с ней может только техника со специальными зимними шинами, о подборе которых надо озаботиться до начала зимы.
Чем же они отличаются от летних? Во-первых, они изначально имеют большую глубину и ламелированность протектора, что дает лучшее сцепление на снегу и льду, но при этом увеличивается время отклика при управлении.
Во-вторых, при производстве зимних шин используется более мягкая резина, способная сохранять гибкость и при минусовых температурах. Для зимних шин наиболее распространенным индексом скорости является индекс Q. Производители шин рекомендуют не превышать скорость, на которую рассчитана шина, так как это приводит к более скорому износу.
Разумеется, подбор покрышек существенно разнится для различных видов спецтехники. Так, погрузчики сегодня чаще снабжены суперэластичными шинами, не отличающимися устойчивостью на льду и накатанном снегу. Для того, чтобы уменьшить скольжение, часто колеса обматывают цепями, но в последнее время наблюдается тенденция шиповки шин для погрузчиков. Различные варианты размещения шипов и их количества предоставят возможность модифицировать погрузчик для конкретных условий работы. Подробнее о существующих новинках и тенденциях в этой сфере мы расскажем в следующей статье этого номера.
Подогреть, но не сжигать
Еще одна головная боль для каждого пользователя транспортных средств как личного, так и специального назначения зимой – запуск двигателя в холода. Зачастую рабочая площадка находится вдали от технопарка или гаража, и техника «ночует» прямо на улице.
Существенно сэкономить время, нервы, деньги и здоровье при эксплуатации спецтехники зимой поможет заблаговременное приобретение подходящего предпускового подогревателя, устанавливаемого на всех современных высокотехнологичных моделях специализированной техники.
За 20-30 минут работы оборудования вязкость масла в двигателе достигнет допустимого для запуска основного двигателя показателя, после чего уже можно будет приступать к прогреву гидравлической системы машины и к работе с нагрузками. Варианта на данный момент существует два – электрический от промышленной сети и автономный со своим топливным баком.
Когда дело касается колесных машин, работающих сосредоточенно на небольшом пространстве, наиболее быстрым, безопасным и экологичным является первый вариант предпускового подогрева. Как показывает многолетний опыт большого числа эксплуатирующих организаций, недостаточная мощность электросети в малообжитых местах не способна обеспечить большую потребляемую мощность бортовых электроподогревателей.
Если же речь идет об образцах на гусеничном ходу, важно понимать, что в основном они рассредоточены по карьерам и трассам, куда редко протянуты электросети. Для таких случаев как раз и предлагаются автономные подогреватели. Для северных широт, где в зимний период световой день длится в среднем четыре-пять часов, также актуальными являются стартеры и генераторы повышенной мощности, мощные аккумуляторные батареи для питания большего числа потребителей.
Для защиты топливной системы существуют и другие виды подогревателей: проточные, которые устанавливаются в разрез штатного топливопровода перед фильтрами тонкой очистки; гибкие ленточные для фильтров и топливопроводов; стержневые подогреватели для фильтров-сепараторов различных систем; подогреваемые насадки для штатных топливозаборников и собственно сами топливозаборники.
Некоторые пользователи применяют для подогрева факельные устройства, но эксперты не одобряют такую инициативу. Это связано с тем, что «факел» подогревает только воздух в цилиндрах двигателя, а жидкость в системе охлаждения и моторное масло остаются холодными. У насоса не получается быстро прокачать их по системам охлаждения и смазки, поэтому такой подогрев может оказаться опасным и вызвать преждевременный износ деталей и даже привести к возгоранию и взрыву техники. Машина, конечно, согреется, но в последний раз.
Так что начинать подогрев двигателя нужно именно с подогрева масла в поддоне картера. Самое главное, что следует принять во внимание при эксплуатации пускового подогревателя, – его нельзя оставлять без присмотра, если он включен. Ведь неисправный подогреватель может вызвать пожар или даже взрыв. Не самая приятная перспектива, не так ли?
Правило десяти
Грамотная подготовка машины к зимнему сезону – половина залога ее успешной работы. Вторая часть зависит уже непосредственно от условий эксплуатации в холода. Чтобы продлить срок службы и эффективность ежедневного труда техники, следуйте этим простым экспертным рекомендациям:
Ни в коем случае не начинайте работу с максимальной нагрузкой на неразогретой машине (T от -40 °C до +50 °C и от -50 °C +50 °C). В связи с высокой вязкостью масла при нарушении данного правила предохранительные клапаны гидравлической системы не срабатывают вовремя, из-за чего в шлангах появляются трещины, протечки.
Если используется машина с ковшом, к примеру, экскаватор, то замерзший грунт следует не долбить, а подрезать, а при возможности применять рыхлитель или ковш-рыхлитель. Данное решение одной из первых внедрила фирма Komatsu. На особо замороженных грунтах, таких как намывной песок для строительства дорог, рекомендуется использовать бульдозер-рыхлитель. Это значительно снижает цикл погрузки экскаватора и увеличивает эффективность в отсыпке грунтов. Аналогичная ситуация складывается и с фронтальными погрузчиками: при рытье котлованов попытка захвата большого объема грунта может закончиться поломкой, а запчасти и расходники, необходимые для ремонта, приводят к увеличению издержек. Рекомендация от экспертов. Быстро не всегда значит лучше. Чтобы продлить срок службы и сохранить ресурс машины, зимой следует выполнять работы с крайней осторожностью и со значительным снижением производительности. К примеру, зимой бульдозер должен опускать нож на меньшую глубину для среза и перемещения грунта, нежели летом.
Своевременно проводите технический осмотр и уход в процессе всего эксплуатационного периода.
Регулярно очищайте ходовую часть. Намерзание грунта сковывает вращение катков, из-за чего поверхность быстрее истирается, каток начинает греться, теряет форму, а резиновые уплотнения – эластичность.
Если машина какое-то время эксплуатироваться не будет, оставляйте ее на сухой площадке. Если машина простоит всю ночь в грязи, на обводненных местах, скованные морозом уплотнения при работе начнут быстрее проворачиваться и греться, резиновые кольца – изнашиваться, теряя свою эластичность. В результате это может стать причиной протекания катка.
Не оставляйте машину на ночь с включенным двигателем на малых холостых оборотах. Это не только приводит к превышению эксплуатационных затрат и переохлаждению техники, но и становится причиной преждевременного износа двигателя.
Используйте только рекомендованные производителями, соответствующие сезону горюче-смазочные материалы и охлаждающие жидкости.
Меняйте своевременно масло. Со временем оно портится, загрязняется, теряет абсорбирующие и противоизносные свойства, вязкость и так далее, что снижает срок работы двигателя. В средней полосе России, где температура варьируется от +/-15 °C , можно использовать универсальное всесезонное масло, подходящее и для лета, и для зимы. Но если техника работает в более экстремальных условиях, характеризующихся не только сильными морозами, но и большими перепадами температур в течение дня (начиная от +/-20 °C ), – замена обязательна.
Откажитесь от «прикуривания». Даже при небольшом морозе (до -10 °C) при прикуривании сохраняется риск выхода из строя не только самого аккумулятора, но и всей электрики.
Регулярно проверяйте термостаты. Очень важно, чтобы охлаждающая жидкость в момент циркуляции по радиатору была прогрета. Но перед тем, как попасть в радиатор, она должна некоторое время циркулировать по малому кругу.
Эти простые профилактические меры позволят в разы снизить вероятность поломки внутренних узлов машины с понижением температуры. Но стоит понимать, что универсального рецепта, гарантированно избавляющего любую машину от «болезни», нет. Да, вышеперечисленные рекомендации должен знать как «Отче Наш» каждый владелец вне зависимости от типа, вида и марки техники. Но при этом есть ряд факторов, определяющих индивидуальную программу ухода за конкретной машиной. Внимательно ознакомьтесь с рекомендациями производителя и техническими требованиями, прописанными в техпаспорте машины. Это обезопасит вас от ошибок при подборе мер по уходу, ГСМ и запчастей, технику – от неожиданных поломок и простоев, а стройку – от «замерзания».