«Охотник». Подготовлен для любой местности
Этот внедорожник, получивший обозначение ЗИЛ-390615 и собственное имя «Охотник», разработан специалистами конструкторского отдела по спецтехнике производства оригинальных и специальных автомобилей АМО ЗИЛ (в прошлом это знаменитое СКБ ЗИЛ). Его предшественниками стали опытные автомобили с колесной формулой 4х4, спроектированные и построенные в ОГК СТ АМО ЗИЛ в конце прошлого века, а у тех, в свою очередь, использовался ряд узлов и агрегатов от амфибий «Синяя птица».
Прежде всего, для «Охотника» у «Синей птицы» заимствовали бортовую схему трансмиссии: от дизеля мощностью около полутора сотен «лошадок» крутящий момент через 5-ступенчатую коробку передач передается на оригинальную двухступенчатую раздаточную коробку и далее через бортовые передачи и колесные редукторы – непосредственно на колеса. В раздаточной коробке установлен межбортовой дифференциал, который распределяет крутящий между парами колес разных бортов. Соответственно, колеса каждого борта автомобиля жестко связаны друг с другом. На бездорожье дифференциал блокируется, при этом жестко связанными между собой оказываются уже все четыре колеса!
Подвеска «Охотника» – рычажно-торсионная с гидравлическими амортизаторами и, что особенно важно, полностью независимая. По сравнению с зависимой подвеской при движении по местности со сложным рельефом она позволяет поддерживать более высокую среднюю скорость. Кроме того, «Охотник» оборудован гидромеханическим рулевым приводом с передними и задними управляемыми колесами с жесткой обратной связью, с устройством запаздывания поворота задних колес. Это улучшает маневренность и позволяет задним колесам идти по колее передних – на бездорожье подобное решение снижает сопротивление качению, повышая проходимость. При движении автомобиля на высокой скорости по асфальту (максимальная составляет 85 км/ч) подруливание осуществляется только за счет передних колес.
Дисковые тормозные механизмы «Охотника» установлены не на колесах, как это обычно принято, а на бортовых редукторах, вместе с которыми они укрыты внутри прочной рамы, служащей защитой от повреждений. Ею также надежно защищены масляный поддон двигателя, КПП, раздаточная коробка и карданные передачи.
ЗИЛ-390615 получил двухрядную четырехдверную кабину на семь человек от пожарных автомобилей ЗИЛ, а также алюминиевую платформу, рассчитанную на перевозку примерно полтонны груза. Применена централизованная система подкачки радиальных шин КИ-113 (12.00R20), которые за счет доработки колесных дисков установлены на «Охотнике» без стандартных резиновых камер. В задней части автомобиля размещена лебедка с волновым редуктором, гидравлический привод которой осуществляется от «раздатки». Немаловажно, что разработчикам удалось добиться низкого расположения центра масс «Охотника», благодаря чему максимальный угол его поперечной устойчивости составляет 37,5 градусов.
В настоящее время ведется работа над вариантом внедорожника с однорядной трехместной кабиной, который при полной массе 7,8 т сможет без потери для проходимости перевозить в кузове до 2,5 т груза. Рассматриваются варианты его оснащения отечественным двигателем ЯМЗ-534, а также различными широкопрофильными радиальными шинами с регулируемым давлением.