TATRA TIGON. Укротитель огня
Два именитых европейских производителя: TATRA TRUCKS и Rosenbauer – представили уникальный пожарный автомобиль TATRA TIGON, способный действовать на местности и с автономностью, недоступными для большинства обычных автомобилей, предназначенных для борьбы с огнем.
Первоочередная задача новинки – тушить пожары на территории аэропортов и значительных по площади закрытых территориях промышленных объектов, включая объекты по добыче и переработке нефти и газа. Именно поэтому конструкторы не стали ограничивать себя сохранением общепринятой для дорожной автотехники габаритной ширины в 2,5 м – у TATRA TIGON она составляет 2,9 м. Впечатляет и длина машины – она превышает 12,2 м.
В качестве шасси для TATRA TIGON взяли на первый взгляд вполне обычный утилитарный четырехосный внедорожник TATRA FORCE с упрощенной кабиной и полноприводной трансмиссией. Но здесь есть ряд технических особенностей. Так, при сохранении классической хребтовой рамы подвеска выполнена полностью пневматической. Дизель в моторном отсеке – не TATRA и не PACCAR, а 16-литровый Volvo TAD164VE-В максимальной мощностью 700 л.с., с которым агрегатирована гидромеханическая АКП Allison 4800. Столь высокая мощность неудивительна: пожарный автомобиль полной массой 43 т стремились сделать предельно динамичным – приемистость и скорость чрезвычайно важны, поскольку при спасении пассажиров самолетов счет времени часто идет на секунды. Размерность шин – 24.00R21. Кабина – двухрядная со второй парой дверей, что должно ускорить высадку боевого расчета.
Интересна и установленная на шасси TATRA TIGON спецнадстройка, разработанная немецкой компанией Rosenbauer. Начнем с того, что ее корпус выполнен из алюминия. Под ним скрыты два бака: один для воды, другой для пены, емкостью соответственно 9000 л и 3500 л. Кстати, первый из них, изготовленный из полипропилена, при необходимости можно использовать для транспортировки питьевой воды.
А воду, предназначенную для тушения пламени, подают два насоса: Rosenbauer N80 с рабочим давлением 10 бар и производительностью 8000 л/мин, а также насос высокого давления Rosenbauer H5 с рабочим давлением 40 бар и производительностью до 500 л/мин. На крыше TATRA TIGON смонтирована поворотная башенка со стволом, выбрасывающим струю на дальность до 100 м. Жидкость для его питания подает насос Rosenbauer RM 80C максимальной производительностью 9500 л/мин при рабочем давлении 10 бар. Еще одно устройство тушения расположено на переднем бампере. Его производительность составляет 2000 л/м при рабочем давлении 10 бар или же 540 л/мин при давлении 40 бар. Предусмотрена возможность с помощью электрического привода менять угол вертикальной и горизонтальной наводки этого ствола. Дальность тушения – до 70 м.
TATRA TRUCKS придает особое значение разработке и продвижению пожарной автотехники: по мнению руководства компании, ее доля в производственной программе должна со временем достигнуть 10%, а еще лучше – 15%. Что касается перспектив TATRA TIGON, то уже объявлено, что ведутся работы над пятиосным вариантом этой машины.
Константин Закурдаев