ТРАКТОР КАК БАЗОВАЯ МАШИНА
ТРАКТОР КАК БАЗОВАЯ МАШИНА
ДЛЯ СПЕЦТЕХНИКИ РАЗЛИЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
В 1832 году изобретатель Джон Гиткот создал машину с паровым двигателем, предназначенную для вспахивания и осушения болотистых участков местности. Англичанин не мог и представить, какая бурная эволюция ждет его детище: уже в следующем столетии трактор станет базовой машиной для создания многих видов спецтехники, используемой в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности.
ИСТОРИЯ
ТРАКТОРОСТРОЕНИЯ: НАЧАЛО
Пожалуй, никакая другая разновидность машин не описана лучше, чем трактор. О тракторной технике написаны библиотеки книг, на ее тему созданы сотни специализированных сайтов в сети Интернет, в разных странах действуют целые музеи, посвященные исключительно тракторам… Но это теперь. А начиналось все в XIX веке, когда Старый Свет (да и Новый тоже) переживал бурный промышленный рост, а сельскохозяйственный сектор нуждался в мощных машинах, каждая из которых была бы способна заменить труд множества людей.
Вслед за уже упомянутым Джоном Гиткотом его соотечественник Уильям Говард приспособил паровой локомобиль для пахоты сельскохозяйственных угодий — было это в 1850 году.
трактор
трактор
Слово «трактор» происходит от английского track, обозначающего сегмент гусеничного движителя. И это не случайно: первые трактора, в которых люди увидели своих сильных помощников, были именно гусеничными. В 1858 году американец Уоррен Миллер изобрел первый гусеничный трактор, который был удостоен премии на выставке в Мэрисвилле, в Калифорнии. А в году 1892-м другой гражданин США, Джон Фролих из штата Айова, построил первый трактор, работающий на нефтепродуктах. И все-таки практическую пользу от гусеничного трактора люди смогли оценить лишь с наступлением нового века, когда в 1901 году Альвин Орландо Ломбард построил большой и мощный трактор под названием Lombard Steam Log Hauler.
Интересно, что параллельно с западными странами, но собственным путем к созданию трактора шла и Российская империя. Дмитрий Загряжский, крестьянин, а впоследствии офицер, еще в 1837 году так описал собственное изобретение — гусеницу: «Около каждого обыкновенного колеса, на котором катится экипаж, обводится железная цепь, натягиваемая шестиугольными колесами, находящимися впереди обыкновенного. Бока шестиугольных колес равняются звеньям цепи; цепи сии заменяют до некоторой степени железную дорогу, представляя колесу всегда гладкую и твердую поверхность».
трактор
Первый же российский паровой гусеничный трактор был построен в восьмидесятых годах XIX века саратовским крестьянином Федором Блиновым. На нем было две силовых установки мощностью по десять-двенадцать лошадиных сил каждая, что позволяло машине проделывать путь до трех верст в час. В 1997 году изобретатель с успехом продемонстрировал свое детище на крупнейшей в стране Нижегородской ярмарке — согласно патенту, который он получил 18 годами ранее, машина именовалась «вагоном с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам».
Примерно тогда же, на рубеже XIX и ХХ веков, появились и первые образцы тракторов с двигателем внутреннего сгорания. Фирма двух Чарльзов — Харта и Парра — выпустила в это время целых пятнадцать машин с двухцилиндровым бензиновым двигателем.
И наконец, в 1902 году Дэн Элюорн построил трехколесный трактор с ДВС: легкий и мощный, он назывался IVEL и практически сразу нашел свое место в сельском хозяйстве: было выпущено полтысячи таких машин — беспрецедентное для тех времен количество. С этих пор за десять лет с небольшим тракторы взяли на себя до девяноста процентов пахотных работ в фермерских хозяйствах Европы и США. На рынок выходили все новые, более современные модели, непременно оборудованные шкивом в задней части, позволявшим агрегатировать с трактором различные прицепные устройства. Не обязательно для пахоты: в тандеме с тракторами начало двадцатого века работали молотилки, косилки, мельницы, лесопилки, маслобойки, соломорезки и другие устройства. Огромную помощь тракторы той эпохи оказывали и в процессе сбора урожая.
На этом моменте, хронологически примерно совпадающем с революционными событиями в России, мы и закончим наш экскурс в историю тракторостроения, о которой написаны книги. Ведь именно к этому времени трактор с двигателем внутреннего сгорания, как колесный, так и гусеничный, стал машиной многофункционального использования, выпускавшейся серийно. За сто лет, прошедших с тех пор, тракторная техника прошла огромный путь эволюции. Кардинально изменился ее дизайн — но главное, она стала более эффективной технически и технологически, много более мощной, надежной и многообразной по своему назначению. Ниже мы рассмотрим несколько образцов современных тракторов, используемых в различных сферах человеческой жизнедеятельности.
КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО
И РЕМОНТ ДОРОГ
Если в Европе трактор из коммунальной сферы практически вытеснила специализированная техника (часто — модульного типа, позволяющая менять надстройки и агрегаты в зависимости от текущих задач), то в России и большинстве постсоветских стран на улицах городов можно практически круглый год наблюдать тракторную технику, решающую самые разные задачи, стоящие перед муниципальным хозяйством. А в сельской местности — и того чаще, ведь современный «коммунальный» трактор — не что иное, как прошедший путь адаптации трактор сельскохозяйственный. Разумеется, такой трактор должен быть полноприводным, имеющим высокую проходимость и, конечно, колесным, чтобы его движители не повреждали дорожное покрытие вне зависимости от типа последнего.
трактор
Кроме того, что трактор можно использовать вместе с прицепными устройствами, сама его конструкция позволяет коммутировать с ним гораздо большее число навесных агрегатов, чем со среднестатистическим грузовиком. Для примера рассмотрим поближе разновидности машин, которые выпускает для предприятий муниципального хозяйства холдинг МТЗ на базе малых и средних тракторов «Беларус» — техники, которая в представлении не нуждается. Экономичные, неприхотливые, обладающие высокой ремонтопригодностью, эти тракторы находятся на вооружении коммунальных предприятий уже долгие годы. Однако мы обратим внимание исключительно на их современные модели, причем как на готовые коммунальные комплексы на базе трактора, так и на навесное оборудование для них, которое можно менять или комбинировать в зависимости от сезона и текущих задач. Начнем, пожалуй, с комплексов.
Беларус МУ-320 — комплекс, созданный на основе 320 модели. На машину установлен двигатель Lombardini мощностью. 36 лошадиных сил. Комплектуется этот коммунальный трактор отвалом фронтального типа установки, предназначенным для расчистки городского пространства от снега и мусора, подготовки рабочих площадок, засыпки ям, траншей и прочего, а также щеточным механизмом сзади, с помощью которого выполняют уборку во дворах, на площадях и проспектах. Работа переднего отвала регулируется передними гидравлическими выводами, щеточный механизм подключается к заднему валу отбора мощности. Машина развивает максимальную транспортную скорость в 25 и рабочую в 10 километров в час.
Весьма схож с ним функционально и по набору навесных орудий Беларус 82МК.Его отличие в том, что создан он на базе 82 модели, в основе которой более мощный дизельный двигатель без турбонаддува минского моторного завода.
трактор
Беларус МУ-320
м
Беларус 82МК
Аналогом МТЗ МУ-320, однако на базе 82.2 модели, является коммунальный трактор МУП-351. Трактор имеет полный привод, четырехцилиндровый дизельный двигатель, комплектуется широким фронтальным ковшом и щеточно-очистным механизмом сзади. Предназначен он для уборки городского пространства, земляных работ, транспортировки сыпучих веществ. МТЗ 82 МК и МУП-351 производит Сморгонский агрегатный завод.
Беларус МП-320 — малый коммунальный погрузчик на базе все той же 320 модели. Этот трактор оборудуется широким фронтальным ковшом. Машина осуществляет работы по разгрузке, погрузке и транспортировке на небольшие расстояния сыпучих веществ. МП-320 можно использовать для уборки улиц от свежего снега, крупногабаритного мусора. Производится этот коммунальный трактор на Бобруйском заводе тракторных деталей и агрегатов, входящем в холдинг МТЗ.
трактор
Более мощный трактор-погрузчик — Беларус П10М с грузоподъемностью до 1000 килограммов выпускается на базе нескольких моделей. По желанию заказчика он комплектуется ковшами разного размера, а также вилами, крюками, отвалами, удлинителями и другими весьма полезными в коммунальном секторе орудиями.
Беларус МУП-320 создан на базе 320 модели и оборудован двигателем итальянского производства. Это своего рода сочетание МУ-320 и МП-320 с фронтальным ковшом и щеточным механизмом сзади. Он способен одинаково эффективно осуществлять как широкий спектр земляных работ, так и уборку улиц.
И наконец, Беларус ЭП-491 представляет собой коммунальный комплекс типа экскаватор-погрузчик на базе МТЗ 92П с двигателем мощностью 88 л.с., способный работать на мерзлых грунтах. Эта модель осуществляет погрузочно-разгрузочные операции, транспортировку песка, щебня, прочих сыпучих веществ и множество других операций, характерных для коммунального хозяйства.
Кроме готовых коммунальных комплексов на базе трактора холдинг МТЗ выпускает широкий ассортимент навесных и прицепных устройств, из которых здесь мы упомянем только наиболее распространенные.
Щеточные механизмы для механизированной уборки улиц чаще всего подключаются к заднему валу отбора мощности, хотя возможны и версии с фронтальной установкой, в том числе — с подключением гидропривода. Выпускаются щеточные механизмы увлажняющего и сухого, совкового и лоткового типов. Коммунальные трактора МТЗ разных модификаций в комплексе с подобным оборудованием эффективно очищают улицы, площади, дворы от грязи и пыли.
Отвалы предназначены для проведения земляных работ: засыпки ям, траншей, котлованов, планировки площадок. Эти навесные орудия имеют гидропривод и фронтальный тип установки. Кроме указанных выше целей они также эффективны при проведении работ по очистке улиц от крупного мусора и расчистке дороги от свежего снега.
Снегоуборочные машины представляют собой конструктивно довольно сложные агрегаты, предназначенные для уборки снежных заносов любой степени сложности. Такие агрегаты осуществляют точный регулируемый выброс снега, что позволяет сразу погружать его и вывозить, что весьма удобно в условиях ограниченного городского пространства. Подобный метод уборки снега не сужает проезжую часть и не приводит к формированию сугробов на обочинах дорог.
трактор
трактор
Погрузочные орудия, или, говоря проще, ковши, различной ширины и объема необходимы для транспортировки на небольшие расстояния и погрузки грунта, щебня, песка, керамзита и других сыпучих материалов. Кроме того, трактор, оснащенный ковшом, отлично справляется с расчисткой улиц и планировкой площадок. Ковши имеют фронтальный тип установки, управляют ими из кабины трактора посредством гидропривода.
Однако бывают и другие ковши — экскаваторного типа. Их также устанавливают на коммунальный трактор и обычно применяют при расчистке завалов, ремонте канализации или различных земляных работах — ведь экскаватор-погрузчик, а тем более экскаватор в парке коммунального предприятия имеется далеко не всегда. Управление таким ковшом оператор осуществляет с помощью гидравлической раздельно-агрегатной системы. Предназначены они для работы с грунтами разной сложности.
Буровое оборудование и ямокопатели имеют фронтальный тип установки с приводом от заднего вала отбора мощности. Предназначаются они для бурения ям небольшого диаметра и глубиной до 2 метров под установку столбиков дорожных ограждений и знаков, посадку деревьев и прочего. Бур, предназначенный для работы с грунтами 4 и более категории, имеет на резце вставки из твердых металлов.
Поскольку тракторам, имеющимся в парке коммунальных хозяйств, часто приходится участвовать в проведении ремонта дорог, на них может устанавливаться фреза — для удаления поврежденного слоя дорожных одежд. В действие она приводится задним валом отбора мощности. Имея высокую точность работы и производительность, фреза, установленная в качестве навесного оборудования на коммунальный трактор, позволяет избежать использования специализированной дорожно-ремонтной техники.
трактор
трактор
Кроме навесных агрегатов для коммунальных тракторов, выпускаемых предприятиями холдинга МТЗ, имеется самый широкий выбор специализированного оборудования других производителей. В частности, косилки, кусторезы и другое оборудование для ухода за обочинами, коммутирующееся с малыми и средними тракторами вроде рассмотренных нами моделей, изготавливают компании Ростсельмаш, McConnel, ISP Group и многие другие. Это оборудование одинаково эффективно используется как на обочинах трасс, так и в городе.
В скверах и парках весной, летом и осенью нередко можно увидеть трактор с прицепленным к нему измельчителем древесных отходов — чиппером. Шумные, но эффективные, эти агрегаты способны в считанные часы превратить кубометры веток, коряг и другой древесины в труху и выгрузить ее в кузов грузовика или прицеп. Впечатляющий ассортимент прицепной техники этого рода выпускает компания Altec из США.
СТРОИТЕЛЬСТВО, ЗЕМЛЕРОЙНЫЕ
И ПОДЪЕМНО-ПОГРУЗОЧНЫЕ
РАБОТЫ
Тракторы, которые используются для создания целого ряда машин строительного и дорожно-строительного и другого, далекого от сельского хозяйства, назначения, принято называть промышленными. Пожалуй, наиболее универсальный тип спецтехники, применяемый в строительстве, включая дорожное, базовой машиной для которого выступает трактор, — это экскаватор-погрузчик, предназначенный как для погрузочно-разгрузочных, так и для землеройных работ. Благодаря экскаваторной стреле с ковшом в задней части машины и погрузочному оборудованию в передней он способен решать самый широкий спектр производственных задач, в том числе — в строительстве. По этой причине экскаваторы-погрузчики являются одним из наиболее востребованных типов спецтехники, а производители этих машин ежегодно представляют на рынке их новые модели и модернизируют уже заслужившие популярность.
Одной из интересных новинок спецтехники этого рода, на наш взгляд, стал недавно представленный в России экскаватор-погрузчик Cat 436F2 производства компании Caterpillar. Как подчеркивает компания-производитель, предназначен он прежде всего для предприятий, для технического парка которых характерна нерегулярная рабочая загрузка. Cat 436F2 отличается высокой экономичностью, надежностью и производительностью: грузоподъемность модели составляет 3,5 тонны.
Сat 426F2 был спроектирован с фокусом на удобство оператора, в результате чего получил кабину новой конструкции — с расширенным пространством, отопителем, аудиоподготовкой и рычажным управлением рабочим оборудованием, а также кондиционером, устанавливаемым опционально.
Важно отметить, что Cat 426F2 специально адаптирован для российского рынка с учетом местных условий эксплуатации. Экскаватор-погрузчик оснащен фронтальным ковшом объемом 1 кубометр и телескопической рукоятью экскаваторной установки. Машина обладает силовой передачей с полным приводом и 100% блокировкой дифференциала заднего моста.
В стандартную комплектацию Cat 426F2 входит «зимний пакет» и система дистанционного мониторинга Cat Product Link, созданная для эффективного контроля эксплуатации техники и минимизации простоев.
трактор
трактор
Интересно, что в строительную или подъемно-погрузочную спецтехнику может превратиться даже мини-трактор, если на него установлено профессионально подобранное навесное оборудование. Ярким примером такого сочетания может служить экономичный и маневренный китайский мини-трактор Jinma, оборудованный надежным двигателем Deutz, мощность которого у разных моделей составляет от 20 до 26 л.с. Компания-производитель комплектует эту технику быстромонтируемым навесным оборудованием ZL-20, благодаря которому миниатюрный трактор превращается во фронтальный погрузчик грузоподъемностью 400 килограммов. При этом навесное оборудование работает от стационарной гидравлики (гидронасоса) мини-трактора. Управление погрузочным оборудованием осуществляется с рабочего места оператора с помощью джойстика. Транспортируемые в ковше объемом 0,2 кубометра сыпучие грузы машина способна выгружать в кузова автомобилей, прицепы, разного рода ямы и рвы — высота подъема ковша у нее достигает отметки 2200 миллиметров.
К строительной спецтехнике, базовой машиной для которой выступает трактор, также относится колесный бульдозер — однако для нас будет интересней рассмотреть более распространенный гусеничный тип этих машин, причем немного в другой ипостаси.
УПЛОТНЕНИЕ И ПЕРЕМЕЩЕНИЕ
ОТХОДОВ
Гусеничный трактор, изначально созданный, как мы помним, для нужд сельского хозяйства, в промышленном виде также стал со временем базовой машиной для спецтехники различного назначения. В том числе — для той, которая работает на санитарных полигонах и свалках. Одна из наиболее распространенных в этой области человеческой жизнедеятельности машин — гусеничный бульдозер, способный перемещать, разравнивать и засыпать землей тонны твердых бытовых отходов. В данном случае его главными рабочими органами выступают широкие гусеницы, а также бульдозерный отвал, которому для работы на свалке придаются некоторые специфические черты: высота, превышающая стандартную для бульдозерных отвалов, а также решетка и козырек в верхней части, не позволяющие мусору пересыпаться через край оборудования. Благодаря значительному весу бульдозера и давлению, которое его гусеницы оказывают на поверхность, масса ТБО на полигоне значительно уплотняется.
Образцом отечественного бульдозера, используемого на санитарных полигонах для уплотнения, перемещения отходов и их засыпания грунтом, может послужить модель Б10М П производства «Челябинского завода промышленных тракторов» (ЧЗПМ). Базовой машиной для его создания стал гусеничный трактор Т10М. Для работы с твердыми бытовыми отходами бульдозер-мусорщик снабжен специальным отвалом с защитным навесом.
Современная шестигранная кабина с двойным остеклением и круговым обзором обеспечивает оператору отличный обзор. Кабина имеет надежную вибро- и шумоизоляцию, в ней установлено климатическое оборудование. Эргономичное кресло позволяет оператору с комфортом работать в течение продолжительного времени. Для управления спецтехникой используются джойстики.
Полная масса бульдозера вместе со специализированным отвалом Е1М — почти 19 тонн. Бульдозер оборудован механической трансмиссией и двигателем ЯМЗ-278МГ2 мощностью 180 л.с., а также системами защиты того и другого. Ходовая часть бульдозера также надежно защищена от попадания мусора. Защитой от сучьев, арматуры и других подобных предметов также снабжены обрешетка радиатора и кабина. Что касается движителей, на Б10М П реализован механизм катковой тележки с двумя поддерживающими катками. Ширина гусеничного полотна составляет 500 миллиметров.
трактор
трактор
Возвращаясь к отвалу, отметим его тип — полусферический с перекосом, — а также более чем солидный вес — 2,61 тонны. По сути, это отвал типа Е для вскрышных работ, на который смонтирован защитный козырек. Ширина отвала — 3420 миллиметров, высота — 2000 миллиметров, подъем/заглубление грунта — 1020 и 435 миллиметров соответственно. Объем призмы волочения — 7 кубометров. Помимо отвала бульдозер-мусорщик производители также снабдили однозубым (параллелограммным) рыхлителем.
Хотя сегодня на полигоны твердых бытовых отходов все чаще приходит более специализированная техника — компакторы, — в России ее доля на рынке пока довольна мала, и большинство задач по уплотнению, перемещению и засыпке грунтом мусора по-прежнему выполняют гусеничные бульдозеры. Колесные разновидности данной техники для этих целей годятся мало: коэффициент их давления на грунт для качественного уплотнения слишком мал.
ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНАЯ
ОТРАСЛЬ
Гусеничные тракторы, проходимые и мощные, находят самое широкое применение в лесном деле. Трелевочные и погрузочно-транспортные машины, гусеничный харвестер — эти и другие разновидности техники созданы на базе гусеничных тракторов. В России ведущим производителем техники этого рода является завод «Алтайский трактор». Одна из наиболее популярных моделей, адресованных лесозаготовителям, — трелевочный трактор ТТ-4, предназначенный для трелевки мелких и крупных деревьев и хлыстов, вспомогательных работ, расчистки территории и подъездных путей. По желанию заказчика трактор оснащается бульдозерным отвалом, выполняя в таком виде функции и эффективного гусеничного бульдозера, и трелевочной чокерной машины, либо клино-корчевательным оборудованием, используясь в таком виде для расчистки завалов, мусора, создания дорог в глубоком снегу.
Усовершенствованная версия трактора ТТ4М используется для транспортировки крупной и средней древесины из мест вырубки, предварительного складирования, погрузочно-разгрузочных работ на автомобильный или железнодорожный транспорт. На ее базе производителем создано несколько более специализированных машин — например, лесопогрузчик ЛТ-188 с грузоподъемным оборудованием челюстного типа. Предназначен ЛТ-188 для выполнения операций по укладке древесины в штабель, погрузочно-разгрузочных манипуляций, связанных с транспортировкой леса на предприятиях лесозаготовительной отрасли. Грузоподъемность этой модели — 4 тонны, наибольшая высота подъема груза — 4,8 метра. Масса лесопогрузчика ЛТ-188 — 18 590 килограммов, из которых 6450 килограммов приходится на грузоподъемное оборудование.
трактор
трактор
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ
КОМПЛЕКС
Трактор был сконструирован как ответ на потребность сельхозпроизводителей в многофункциональной, высокопроизводительной технике, способной заменить труд множества людей при севе и уборке урожая. Начавшие выпускаться серийно около века назад, сельскохозяйственные тракторы за столетие проделали огромный путь — сегодня без них сложно представить агропромышленный комплекс. В наше время существуют десятки известных компаний-производителей сельскохозяйственных тракторов, сотни их востребованных моделей, тысячи разнообразных навесных и прицепных приспособлений. Создание новых тракторов для сельхозпроизводителей представляет собой одно из важнейших направлений работы таких всемирно известных прозводителей спецтехники различного назначения, как CASE и John Deere. В России колесные сельскохозяйственные тракторы и агрегаты для них выпускает немало предприятий, наиболее известные из которых — Ростсельмаш, «Агромаш», «Кировец», КАМТЗ и «Агротехмаш».
трактор
На самой популярной модели последнего производителя мы остановимся подробнее. Тамбовско-Петербургское предприятие «Агротехмаш», основанное в 1997 году, выпускает сельскохозяйственные тракторы под брендом Terrion, уже успевшие завоевать популярность среди тружеников агропромышленного комплекса, причем не только в России. Наиболее популярная из моделей производства этой компании — Terrion АМТ 7360 с двигателем мощностью без малого 360 л.с. Производство этого трактора, соответствующего тяговому классу 6, началось в 2011 году, и с тех пор спрос на него стабильно растет. Как отмечает производитель, трактор предназначен для работы в составе высокопроизводительных широкозахватных и комбинированных агрегатов. АМТ 7360 оснащен шестицилиндровым двигателем Deutz, современной бесступенчатой трансмиссией фирмы ZF (Германия), гидравликой Bosch (Германия), передним мостом DANA и воплотил в себе многие передовые идеи современного тракторостроения.
Кабина трактора помещена на амортизаторы пневматического типа с регулировкой, что делает работу на нем максимально комфортной. Кроме сиденья тракториста на пневмоподвеске в кабине также имеется сиденье для пассажира. Рулевая колонка регулируется по вылету и углу наклона. В кабине имеется кондиционер и CD/MP3-магнитола.
Передний и задний мост трактора снабжены возможностью 100% блокировки дифференциала. Машина имеет сухую массу 11 500 килограммов — тогда как с навесными приспособлениями и другими, устанавливаемыми опционально, устройствами ее вес может достигать 19 000 килограммов. Топливный бак трактора имеет впечатляющую емкость 700 литров.
трактор
У трактора имеются трехточечное навесное устройство категории 4 с крюковыми захватами, механическими стабилизаторами раскосов Walterscheid и комплектами шаров категории 4 и 4/3, а также маятниковое сцепное устройство, регулируемое по высоте. Для модели АМТ 7360 предусмотрено силовое и позиционное регулирование навесного устройства.
Габариты сельскохозяйственного трактора Terrion АМТ 7360 (длина/ширина/высота) составляют 6500х2730х3500 миллиметров. Трактор способен развивать скорость до 40 километров в час, чего вполне достаточно, ведь для езды по дорогам общего пользования эта мощная и производительная модель сельскохозяйственной техники не предназначена.
Разумеется, рассмотреть все существующие типы тракторов в одной журнальной статье просто невозможно. За рамками нашего обзора остались, например, транспортные тракторы, включая их разновидности, выпускаемые для армии и МЧС, а также некоторые другие. Тем не менее, рассмотрев лишь основные типы колесных и гусеничных тракторов, нам удалось продемонстрировать, что техника этого типа в сочетании с навесным и прицепным оборудованием в начале двадцать первого века продолжает выпускаться большими объемами, а ее возможности с каждым новым десятилетием растут. Поэтому точка зрения, что на смену тракторной технике со временем придут другие, более узко специализированные машины, на наш взгляд, лишена оснований. Скорее, произойдет лишь некоторое перераспределение функций, после чего те и другие машины будут работать вместе, выполняя задачи в разных сферах человеческой жизнедеятельности.