ТРАНШЕЙНЫЙ КАТОК

0 Comments

Работы, связанные с уплотнением грунта на дне траншеи, а также основания фундамента или автодороги, выполнить без специальной техники, конечно, можно — но неудобно и очень затратно. Куда удобнее решить эти производственные задачи с помощью траншейного катка, или, как его называют иначе, уплотнителя — компактной машины с дистанционным управлением.

Выражение «непыльная работа» подразумевает, что бывает, напротив, работа очень пыльная и трудозатратная. И такая действительно есть — например, уплотнение грунта на дне траншеи. Чтобы справиться с такой задачей с помощью оборудования ручного класса, потребуется несколько рабочих, а также соответствующее их числу количество единиц оборудования ручного класса: вибротрамбовок и реверсивных виброплит. Для безопасности работающих людей опалубку для укрепления стенок траншеи также придется устанавливать особо тщательно… Всех этих сложностей можно избежать, если доверить процесс уплотнения дистанционно управляемой технике — траншейному катку, или, иначе, уплотнителю. С помощью пульта дистанционного управления (как правило, на основе технологии инфракрасного излучения) он с легкостью справится с производственной задачей и быстрее, и качественнее, чем бригада рабочих. Оператор, подающий машине команды, при этом находится на поверхности: его безопасности ничто не угрожает — а кроме того, он с высоты обозревает весь ход работ в траншее.

Современные траншейные катки умеют больше, чем подразумевает их название. Помимо уплотнения грунта в траншее после укладки труб они также справятся с такими задачами, как уплотнение оснований фундаментов, дорог и стоянок, обратной засыпки, а также уплотнение вокруг колонн и канализационных колодцев. Часто работу этой техники можно наблюдать при строительстве полигонов для хранения твердых бытовых отходов. Для улучшения маневренности и устойчивости большинство машин этого типа имеет шарнирно-сочлененную конструкцию, а для максимально качественного управления оборудовано двумя кулачковыми вальцами и системой вибрации.

Изобретателем траншейного катка как такового считается компания Rammax, которая разработала и вывела на рынок первую модель этой техники более сорока лет назад. Сегодня бренд Rammax принадлежит компании AMMANN, которая выпускает новые модели этих машин, с каждым новым поколением повышая их эффективность. Отметим, что в наше время AMMANN — один из немногих производителей этих машин, выпускающий модели не только с шарнирно-сочлененной рамой, но и с бортовым поворотом. К числу последних относится AMMANN Rammax ARR 1585. Траншейный каток с бортовым поворотом имеет большую мощность вибратора (у ARR 1585 он располагается в центре рамы) и обеспечивает мощное усилие уплотнения даже на самых сложных участках.

ТРАНШЕЙНЫЙ КАТОК

Способность выполнять поворот на месте позволяет использовать эту технику там, где возможность маневра ограничена: например, при строительстве объектов зон коммерческого, жилищного и промышленного строительства — и, конечно же, при прокладке разного рода коммуникаций.

Модель оборудована надежным двигателем HATZ мощностью 18,5 л.с., топливным баком емкостью 22 литра и имеет рабочий вес 1410—1480 килограммов. Система вибрации на обоих вальцах обеспечивает передачу энергии уплотнения в грунт независимо от его типа и уровня влажности отчасти благодаря разминающему эффекту кулачковых вальцов. Габариты катка (длина/ширина/высота) составляют 1520х601х1200 миллиметров. Машина имеет рабочую скорость 0,96 и транспортную — 2,1 километра в час и способна преодолевать подъемы до 55%.

Интересно отметить, что для этого уплотнителя с бортовым поворотом разработчиками предусмотрен не один, а несколько вариантов управления: ручное, дистанционное инфракрасное, посредством кабеля — либо же их комбинация. Пульт дистанционного управления имеет солнечные панели для зарядки. На рабочей площадке могут работать одновременно до десяти траншейных катков, не создавая при этом помех в сигналах управления.

Компания WACKER NEUSON выпускает серию траншейных катков RT. По словам представителей компании-производителя, эта техника наилучшим образом подходит для уплотнения связного грунта. Работа по уплотнению подстилающих слоев фундаментов, траншей, дорог и парковочных стоянок — его стихия.

Кулачковые вальцы, устанавливаемые на катки этой серии, доступны в двух вариантах по ширине: 82 и 56 сантиметров. Управляемые дистанционно с помощью инфракрасного сигнала, эти катки оснащены встроенной функцией безопасности: как только линия прямой видимости между оператором и машиной исчезает, техника автоматически отключается; кроме того, каток останавливается и в том случае, если расстояние между ним и оператором с пультом в руках сокращается до дистанции в два метра.

ТРАНШЕЙНЫЙ КАТОК

Модель Wacker Neuson RT82x-SC2 оснащена системой вибрации запатентованной конструкции — вибратор расположен под валом в каждом вальце, что обеспечивает более эффективную передачу энергии уплотнения на грунт и приносит лучшие результаты. Шарнирное соединение рамы катка повышает его маневренность вокруг криволинейных элементов застройки, например крышек люков, без образования трещин в утрамбованном грунте.

Модуль управления дизельного двигателя со светодиодной индикацией осуществляет мониторинг всех функций: давления масла, уровня жидкости в радиаторе, температуры двигателя, состояния свечи предпускового подогрева, уровня зарядки аккумулятора, угла наклона и ресурса воздушного фильтра — все это, вместе взятое, облегчает оператору эксплуатацию траншейного катка, а также поиск и устранение неисправностей. Легко открывающаяся крышка капота изготовлена из прочного литого материала, отличающегося чрезвычайной прочностью, устойчивостью к коррозии и практически не повреждаемого острыми предметами. Съемные топливный и гидравлический баки с гидравлическими соединителями, установленными на одной стороне машины, обеспечивают легкость доступа и улучшенные общие параметры доступности для технического обслуживания.

Траншейный каток Wacker Neuson RT82x-SC2 имеет рабочие габариты 1855х820(560)х1230 миллиметров и вес 1497 килограммов. Его скорость при движении вперед составляет 2,5, назад — 1,5 километра в час. На машину установлен дизельный двигатель с жидкостным охлаждением Kohler мощностью 21 л.с. и топливный бак объемом 24 литра. Расход топлива — 5,64 литра в час. Каток преодолевает подъемы в 45% (с вибрацией) и 50% (без вибрации). Внутренний радиус разворота у модели RT82x-SC2 — 1,6 метра.Средняя производительность катка составляет 990 квадратных метров в час; более точно этот показатель может быть рассчитан в зависимости от типа грунта и особенностей окружающей среды.

Компания BOMAG, главная специализация которой — производство техники для уплотнения, выпускает модель траншейного катка ВМР 8500. Благодаря своей прочной и надежной конструкции этот каток с дистанционным управлением (как в беспроводной, так и проводной версиях) широко используется при засыпке канав, закладке фундамента, обустройстве траншей для канализационных труб. Компактный по своим габаритам каток без труда проникает даже в ограниченные пространства, где работа техники с оператором была бы просто невозможна. С помощью дистанционного управления можно, помимо всего прочего, регулировать скорость перемещения катка и уровень вибрации. Система безопасности катка настроена таким образом, что при приближении машины к человеку на дистанцию в один метр она немедленно выключается во избежание столкновения.

ТРАНШЕЙНЫЙ КАТОК

Специальное устройство, которым снабжен BOMAG BMP 8500, позволяет осуществлять направленную вибрацию; скорость и амплитуду колебаний также можно регулировать. Рабочая скорость при этом выбирается автоматически в соответствии с характером колебаний. Благодаря такой тонкой регулировке режима работы разуплотнение и разрыхление обработанной поверхности исключаются.

Каток удобен и неприхотлив в обслуживании. Благодаря свободному доступу ко всем узлам и агрегатам неисправные детали легко извлекаются и заменяются на новые без использования специального оборудования. Система диагностики неполадок выявляет возникающие проблемы и выводит информацию о них на специальный дисплей. Для снижения риска механических повреждений наружные элементы конструкции BMP 8500 выполнены из ударопрочных материалов. При попадании низкокачественного масла в двигатель последний автоматически блокируется.

BOMAG BMP 8500 имеет рабочую ширину 850 миллиметров и оборудован дизельным силовым агрегатом Kubota мощностью 19,7 л.с. и топливным баком объемом 24 литра. Рабочий вес машины — 1,6 тонны. При движении вперед каток развивает скорость до 1,3 километра в час, назад — до 2,5 километра в час. Преодолевая подъемы в 55% и 45% соответственно. Производительность катка при работе на мягком грунте и глине составляет 30—40 кубометров в час, на почвенной смеси, гравии или песке — 52—82 кубометра в час.

ТРАНШЕЙНЫЙ КАТОК

Еще один представитель подвида траншейных катков с жесткой рамой — модель JCB Vibromax VM1500 от всемирно известного производителя спецтехники из Великобритании. Этот каток с высокой уплотняющей силой отличается высокой производительностью на самых разнообразных грунтах. Каток с маркировкой M после названия модели — модификация с ручным управлением, с маркировкой F — с дистанционным. В любой из комплектаций VM1500 оснащен приводом на все четыре вальца, системой вибрации с постоянной смазкой, установленной в центре рамы, и гидродинамическими тормозами. При опрокидывании катка происходит автоматическое отключение двигателя. Трехцилиндровый, с водяным охлаждением силовой агрегат мощностью 22,8 киловатта имеет низкий уровень шума; он оборудован электрическим запуском и функцией предварительного подогрева. Все вальцы катка снабжены двусторонними скребками. Осуществлять контроль за работой траншейного катка позволяют индикаторные лампы генератора, температуры охлаждающей жидкости и низкого уровня масла в двигателе. Текстильные ремни защищают резиновые опоры от разрыва при подъеме машины. Аккумулятор, топливный бак и гидробак снабжены защитой от кражи и вандализма. Масса машины — 1500—1590 килограммов, рабочая ширина — 630—850 миллиметров.

Компания Atlas Copco выпускает траншейные катки на жесткой раме с бортовым поворотом под брендом Chicago Pneumatic. Покупателям доступны модели TR 630 и TR 850 — с вальцами шириной 630 и 850 миллиметров. Модель TR 850 ранее выпускалась под названием Dynapac LP 8500. У катков подобной конструкции поворот осуществляется за счет разницы в скорости вращения кулачковых вальцов, каждый из которых снабжен независимым гидроприводом; точно так же выполняется и разворот, который происходит практически на месте.

ТРАНШЕЙНЫЙ КАТОК

Для управления катком предусмотрен пульт дистанционного управления, работающий на основе радиосигнала либо через кабельное соединение. В целях защиты от возможных повреждений траншейный каток снабжен верхними кожухами, изготовленными из металла, а также крышками, защищающими торцы вальцов от попадания грязи.

Модель TR 850 имеет рабочую массу 1675 килограммов и оборудована двухцилиндровым дизельным двигателем Hatz мощностью 17 л.с., запуск которого осуществляется нажатием кнопки на пульте. С помощью пульта дистанционного управления можно выбрать автоматический или ручной режим управления работой катка. Управление движением выполняется посредством джойстика. При срабатывании любого из двух датчиков контакта, которыми оснащен каток, его движение блокируется. Устройство дистанционного управления позволяет контролировать работу катка на дистанции до 30 метров. В качестве опции модель может быть дополнена ручным управлением.

Благодаря высоким ребрам на вальцах катка повышается эффективность уплотнения. А встроенная система охлаждения гидравлического масла уменьшает износ компонентов гидросистемы и продлевает срок эксплуатации техники.

ТРАНШЕЙНЫЙ КАТОК

Еще один известный бренд траншейных катков, представленный на российском рынке, на этот раз снова немецкий — Weber. Отечественному покупателю доступны модели TRC-66 и TRC-86 с более широкими (854 миллиметра) вальцами. Каток TRC-86 производитель рекомендует использовать при уплотнении связанного грунта при устройстве траншей, сточных коллекторов и трубопроводов, при отсыпке фундаментов, а также в дорожном строительстве. Работа катка осуществляется с пульта дистанционного управления и характеризуется как исключительно плавная благодаря передней установке мощного, с водяным охлаждением трехцилиндрового двигателя Lombardini/Kohler (21,2 л.с.) с электрическим стартером. Для удобной и безопасной транспортировки каток TRC-86 снабжен центральной подъемной петлей; нежелательное перемещение катка при перевозке предотвращает механический ручной тормоз. Рабочая масса траншейного катка Weber TRC-86 сравнительно небольшая — всего 1390 килограммов, при этом благодаря сбалансированной конструкции и инновационной системе вибрации данная модель отлично справляется с уплотнением даже в сложных условиях работы.

ТРАНШЕЙНЫЙ КАТОК

Азиатские производители траншейных катков в нашей стране представлены прежде всего продукцией японской компании Sakai. Недавно предприятие выпустило обновленную версию своего катка на жесткой раме SA33LR2-R. Модель оборудована дизельным двигателем мощностью 24,6 л.с. Управление техникой осуществляется с помощью системы дистанционного управления на основе инфракрасного сигнала и дублируется ручным непосредственно на катке. Отметим, что особое внимание разработчики обновленной версии катка уделили амортизации рамы.

Двойная система креплений барабанов позволяет варьировать ширину уплотнения в пределах от 600 до 850 миллиметров простым снятием внешнего кольца. Моторный отсек катка с саморегулирующейся крышкой обеспечивает быстрый доступ к двигателю для текущего обслуживания или оперативного ремонта. Масса катка — 1679 килограммов, развиваемое центробежной силой давление на грунт — 8,6 тонны.

Траншейные катки все больше входят в российскую практику строительных и ремонтных работ. За несколько последних лет эксплуатирующие организации получили возможность выбирать, с одной стороны, между привычными вибротрамбовками и виброплитами ручного и навесного типов — и, с другой стороны, траншейными катками от лучших мировых производителей. Относясь по своим габаритам к мини-технике, эти машины способны качественно и равномерно уплотнять грунт на глубину до одного метра — в этом смысле альтернативы им на сей день просто не существует. Кроме того, при работе ниже поверхности земли они, будучи оснащены системой дистанционного управления, обеспечивают полную безопасность оператору, который управляет такой техникой дистанционно.