УРОЖАЙНАЯ ПОРА: ИННОВАЦИИ НА РЫНКЕ ЗЕРНОУБОРОЧНЫХ КОМБАЙНОВ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ЗЕМЛЕДЕЛИЯ
Осенью наступает горячая пора для предприятий АПК, и на поля выводятся ключевые игроки – зерно- и кормоуборочные комбайны. И пока аграрии бьются за урожай, производители техники затеяли свое сражение – за покупателей. Один завод старается перещеголять другой, предлагая наиболее выгодные условия и заманивая выдающимися характеристиками своей техники. Так, российский концерн «Ростсельмаш» представил высокопроизводительный зерноуборочный комбайн семейства Torum, убирающий более 45 т зерна в час, а в Татарстане тестируют комбайн на газомоторном топливе от ОАО «Гомсельмаш». Но обо всем по порядку.
В настоящее время на российском рынке представлены десятки крупных мировых производителей сельхозтехники, включая мощнейшие транснациональные корпорации, такие как John Deere, New Holland, Claas, Agco. И если часть их них поставляет уже готовые образцы, то некоторые уже оборудовали сборочные площадки непосредственно в России. К примеру, машины американской компании John Deere собираются в Оренбурге, немецкой Claas — в Краснодаре. Интересный факт: Claas – единственный иностранный сельхозпроизводитель, с которым Минпромторг России заключил специальный инвестиционный контракт, гарантирующий госсубсидии, неизменность налогового режима и ряд других льгот.
Впрочем, если еще несколько лет назад иностранные компании занимали господствующее положение на рынке, то уже сейчас отечественные производители активно их теснят. Значительный рост доли отечественных предприятий наблюдается с 2013 года. Причина проста и весьма прозаична – запуск государственной программы субсидирования производителей техники. Государство компенсирует от 25 до 30 % ее стоимости.
Имеет важное значение и стоимость российских комбайнов, в большинстве случаев намного ниже, чем у зарубежных аналогов. Нельзя оставить без внимания и стабильно растущее качество техники, повышение ее производительности и выносливости. Хотя в данном направлении работают не только отечественные компании: курс на инновации взяли все игроки рынка.
Так, начнем с упомянутого в начале статьи отечественного концерна «Ростсельмаш», чьи комбайны давно славятся неприхотливостью, экономичностью и эффективность, что сделало их едва ли не самыми популярными машинами среди российских аграриев. Шутка ли: по последним данным, машины «Ростсельмаш» убирают порядка 70% хлеба в России.
Одна из последних разработок – высокопроизводительный зерноуборочный комбайн TORUM 780. Эта машина роторного типа 7 класса с двигателем компании Mercedes мощностью 506 л.с. способна является одной из наиболее производительных машин не только в линейке бренда, но и в мире и способна убирать больше 50 т зерна в час. Высокая производительность данных комбайнов обеспечена применением на них инновационной роторной системы обмолота с вращающейся декой, бесступенчатым приводом ротора и наклонной битерной камерой. Данная система обмолота получила обозначение ARS.
Следующая нашумевшая новинка в линейке «Ростсельмаша» – компактный зерноуборочный комбайн третьего класса NOVA 340, выпускаемый под брендом VERSATILE. Техника оснащена молотилкой класса «три плюс», имеет очистку четвертого класса и предназначена для сбора зерновых культур на полях с небольшой площадью — от 50 до 500 га. Высокий клиренс, наклонная камера с системой копирования рельефа, комфортабельная кабина и полная автоматизация — все это выгодно выделает новинку среди аналогов и делает ее оптимальным решением для хозяйств, где на первом месте стоит вопрос цены, а избыточная производительность не является основной задачей.
Если обычно охват деки (подбрасывателя) на комбайнах не превышает 130 градусов, то у NOVA этот показатель самый большой в мире – 154 градуса, что позволяет за один оборот произвести больший вымолот. Объем бункера составляет 4,5 куб. м, скорость выгрузки — 50 л/c. Комбайн также оснащен двигателем 180 л. с., запас крутящего момента составляет до 20%. Электроника силового агрегата полностью отслеживает его работу и подает ровно столько топлива, сколько требуется в соответствии с текущей нагрузкой. Благодаря этому достигается минимальный расход топлива.
В стандартной комплектации комбайн поставляется с задним приводом. Существенным плюсом для использования в регионах с неровным рельефом – короткая база и увеличенный дорожный просвет в пол метра. Если же необходимо работать на грунтах со сниженной несущей способностью, предусмотрена возможность установки колес увеличенного типоразмера.
Как в машины более высокого класса, на комбайн NOVA устанавливают двухместные кабины Comfort Cab – герметизированные, с системой кондиционирования, с удобными регулируемыми креслами и рулевой колонкой. Бортовая информационная система Adviser II с ЖК-монитором облегчает управление производственными процессами.
Но на этом «Ростсельмаш» не останавливается. Так, в рамках IX Международной промышленной выставки «Иннопром-2018» между концерном и НПО автоматики было подписано партнерское соглашение, в рамках которого стороны договорились открыть совместный проект по созданию концептуального работающего прототипа «Комбайн будущего». Как отмечают в «Ростсельмаше», основная задача на сегодняшний день, как отмечают в компании, – заменить и упростить работу уборочной машины, чтобы она был менее требовательна к компетенции и уровню знаний комбайнера. Для этого специалисты НПО автоматики разработают и изготовят всю электронику для комбайнов, в том числе систему управления сельскохозяйственным комплексом на базе искусственного интеллекта. Спецтехника будет использовать датчики и базу знаний, оценивать обстановку и предлагать вариант ведения работ. По сообщениям экспертов, опытные образцы «умного комбайна» можно сделать в течение года, а серийном производстве машина может появиться уже через 5 лет.
Пока «Ростсельмаш» готовится удивлять в будущем, белорусский «Гомсельмаш» замахнулся на статус главного действующего новатора, представив не имеющий аналогов в мире газомоторный комбайн «Палессе» КЗС-4118к производства ОАО «Гомсельмаш». Сейчас машина проходит полевые испытания в Менделеевском районе Татарстана, после чего планируется подписать протокол о дальнейшем сотрудничестве в области эксплуатации комбайнов на газомоторном топливе.
Также недавно «Гомсельмаш» презентовал ПАЛЕССЕ GS575 – первый комбайн совместного белорусско-египетского производства. В этом году он проходил испытания на уборке пшеницы в провинции Вади-эль-Гедид и хорошо зарекомендовал себя среди местных аграриев.
Зерноуборочный комбайн ПАЛЕССЕ GS575 – комбайн «экономкласса», проверенный сложными погодными условиями и рельефными полями, для небольших предприятий. Классическая молотилка комбайна шириной 1200 мм с большим барабаном надёжна и неприхотлива, а четырёхклавишный соломотряс и трёхкаскадная очистка обеспечивают стабильную сепарацию и высокое качество
А теперь поговорим о гостях из дальнего зарубежья. Уже звучавшая в тексте компания Claas в течение последних трех лет обновила пять зерноуборочных комбайнов серии Lexion 700. Теперь на модели 760 установлен двигатель Perkins с рабочим объемом 12,5 л, на остальных — двигатели MercedesBenz объемом 10,7 и 15,6 л. На них используется технология каталитической нейтрализации отработавших газов SCR, благодаря чему машины по токсичности соответствуют нормам Stage IV и Tier 4.
Новая система динамического охлаждения DynamicCooling, осуществляющая забор воздуха из верхней части комбайна с освобождением по бокам, позволяет существенно экономить топливо. При этом радиатор, в отличие от традиционных механизмов охлаждения, установлен горизонтально. На новых комбайнах Lexion устанавливается система очистки зерна Claas 4D, отмеченная серебряной медалью на выставке Agritechnica-2015. Устрйоство позволят полностью использовать производительность машин и их возможности при движении в продольном и поперечном направлениях по склону, устраняя одностороннюю загрузку скатной доски, подготовительного днища и решет очистки.
Идем далее. Усовершенствованные комбайны серии ЕТ, модели 5185Е и 5225Е с измененным дизайном, предназначенные для использования в небольших и средних хозяйствах, предлагает аграриям фирма Fendt. На модели 5185Е установлен четырехцилиндровый двигатель с рабочим объемом 4,9 л, на модели 5225Е — шестицилиндровый объемом 7,4 л. На обоих агрегатах применяется технология каталитической нейтрализации отработавших газов SCR, поэтому они соответствуют нормам StufeIV и Tier 4 Final.
Также компания представляет новые две новых модели среднего класса серии С – 5275C и 6335C, оснащенные шестицилиндровыми двигателями с рабочим объемом 7,4 л и максимальной мощностью 225 кВт на первой машине, а на второй — 8,4 л и 265 кВт соответственно. В комбайнах используется технология каталитической нейтрализации отработавших газов SCR, благодаря чему двигатели отвечают нормам Tier 4 Final. Для работы на склонах крутизной до 20 % на новых машинах была реализована конструкция автоматического поперечного выравнивания комбайна ParaLevel с электронным управлением — буквы PL в обозначении марки. Принцип ее действия заключается в параллельном перемещении колес за счет использования параллелограммного механизма. Комбайны с буквой I в названии марки оснащены системой продольной балансировки, обеспечивающей горизонтальное положение при движении вверх по склону до 30 %, вниз — до 10 %.
Компании New Holland поставляет на рынок современное поколение комбайнов серии CX, состоящее из двух моделей с пятиклавишным соломотрясом — CX7.80 и CX7.90 — и четырех машин с шестиклавишным: CX8.70, CX8.80, CX8.85 и CX8.90. Двигатель Cursor 10 с системой селективно-каталитической нейтрализации на модели CX8.90 по токсичности выхлопных газов соответствует нормам Stufe IIIB и Tier 4i, а Cursor 9 с системой ECOBlue Hi-eSCR на остальных — Stufe IV и Tier 4f. Модель с двигателем Cursor 10 на 330 кВт — самый мощный в мире комбайн с клавишным соломотрясом и максимальной вместимостью бункера — до 12,5 куб. м. Производительность выгрузного шнека машины составляет 126 л/с, то есть зерновой сборник можно разгрузить менее чем за две минуты.
Комбайны данного поколения оснащены повышающими их продуктивность системами. Так, механизм opti-speed изменяет частоту вращения приводных валов соломотряса в зависимости от уклона и убираемой культуры, а система opti-clean увеличивает эффективность очистки до 20 %, оптимизируя углы перемещения и величину хода элементов устройства. В совокупности оба механизма повышают качество измельчения и разбрасывания соломы и остатков. На машине установлена новая кабина с уровнем шума 73 дБа и увеличенным до 3,7 куб. м объемом, площадь остекления составляет 6,3 куб. м. Кабина оборудована новой консолью управления и многофункциональным рычагом, который используется на роторных комбайнах серии CR и высокомощных тракторах. Широкий 10,5-дюймовый цветной монитор с поддержкой сенсорного управления закреплен на роликах.
В целях сокращения времени на наладку и переключение серия CR оснащается системой автоматической настройки ACS с 50 заданными характеристиками машины под конкретные сельскохозяйственные культуры. Оператор либо выбирает одну из предустановленных настроек, либо вводит параметры сбора урожая, включая скорость и положение барабана, частоту вращения ротора и другое, а при необходимости вызывает данные настройки с монитора.
Нельзя не упомянуть о гиганте аграрного машиностроения – компании John Deere. Усовершенствованная серия W компании состоит из четырех моделей, две из которых пяти-, а остальные — шестиклавишные. Комбайны оснащены шестицилиндровыми двигателями с турбонаддувом, изменяемой геометрией сопла, фильтром, дизельным каталитическим нейтрализатором собственной разработки компании. Агрегаты полностью соответствуют нормам токсичности отработавших газов Stufe IV.
Для соответствия настроек комбайна условиям уборки используется интерактивная регулировка. Оператор устанавливает приоритеты уборочных работ, например, потери, повреждение, чистота зерна в бункере или качество соломы, а система показывает измененные параметры, после чего работник может оценить и сравнить результаты обновленных данных, чтобы убедиться в оптимизации производительности уборки урожая.
Серия T обновленных комбайнов John Deere включает четыре модели: по две машины с пяти- и шестиклавишным соломотрясом. От предыдущей техники они отличаются четырехбарабанной концепцией обмолота и сепарации хлебной массы. За молотильным барабаном следует вращающийся в противоположном направлении отбойно-направляющий битер, который подает массу на сепарирующий барабан не снизу, как обычно, а сверху. При модернизации этой серии были увеличены: угол обхвата подбарабаньем основного барабана — на 8 градусов, диаметры битера — до 500 мм, сепарирующего барабана — до 800 мм. В результате активная зона сепарации увеличилась на 41 процент — до четырех квадратных метров. Повышение производительности выгрузного шнека до 125 л/с теперь позволяет разгрузить бункер менее чем за 90 с, а гидростатическая трансмиссия обеспечивает максимальную скорость движения до 40 км/ч.
Если резюмировать, то основной особенностью практически всех новейших моделей зерноуборочных комбайнов различных марок является оснащение машин силовыми агрегатами, отвечающими современным требованиям к токсичности выхлопных газов. Как и на тракторах, в их конструкции все чаще используется технология избирательной каталитической нейтрализации SCR. Самый мощный двигатель в 460 кВт установлен на Lexion 780 Terra Trac, наибольший бункер вместимостью 14,5 куб. м имеют комбайны CR 9.90 и CR10.90 фирмы NewHolland, а максимальный диаметр барабана в 800 мм среди комбайнов с клавишным соломотрясом у RSM 161 компании «Ростсельмаш».
Также производители активно внедряют в технику разнообразные инновационные решения, разработки и технологии, призванные повысить эффективность функционирования комбайнов. К таким новшествам относятся изменение частоты вращения приводных валов соломотряса в зависимости от уклона поля и вида убираемой культуры, смена частоты вращения вентилятора очистки согласно углу наклона; система 4D-очистки, увеличивающая продуктивность гибридных зерноуборочных машин Lexion 700. Из новых разработок также следует отметить автоматическое изменение скорости движения соответственно нагрузке и интенсификацию выделения зерна соломотрясом путем установки над ним барабана с эксцентриковым механизмом.
Еще можно выделить ряд тенденций: применение электропривода для модификации настроек молотилки оператором из кабины, видеокамеры, улучшающие обзорность механизмов, снижающие отрицательное воздействие на почву, возможность предварительной подготовки массы перед подачей на обмолот, автоматическую настройку молотилки с предустановкой на определенные культуры, устройства для адаптации работы оборудования на склонах. Словом, все делается для того, чтобы повысить эффективность труда и рентабельность предприятия, при этом минимизируя наносимый окружающей среде вред.