ШАГАЮЩИЙ ЭКСКАВАТОР-ПАУК

0 Comments

Нестандартные шагающие экскаваторы-пауки забираются и выполняют работы там, где другой спецтехнике и не снилось

Всем известны шагающие экскаваторы, работающие в карьерах, — гигантские машины, обладающие потрясающей мощью и производительностью и при этом малой скоростью и мобильностью. Но есть и землеройная техника совершенно другого рода — она тоже способна шагать, да еще как.

На крутом склоне горы, в лесу, в глубоком иле или в водном потоке более двух метров глубиной эти удивительные машины способны решать возложенные на них задачи. Их подвижное шасси легко подстраивается под все нюансы поверхности и почти любой рельеф: каждое из их четырех колес находится на отдельной лапе и может управляться независимо от трех остальных, как в горизонталях, так и по вертикали. При необходимости вместо колес или вместе с ними для большей устойчивости могут быть установлены специальные грунтозацепы.

Помимо лап с гидромоторами в колесах такой экскаватор-паук для большей устойчивости часто имеет дополнительные скальные опоры: лапы — аутригеры. И конечно, телескопическую стрелу, которая при необходимости помогает машине забраться в труднодоступное место или, наоборот, выбраться с места работ. Стрела шагающего экскаватора-паука оснащена специальным механизмом, позволяющим менять одну версию ковша на другую, более подходящую для текущей производственной задачи, на гидромолот, грейфер, харвестерную головку либо другое навесное оборудование.

Если обычную спецтехнику можно сравнить с солдатами разных родов войск, то шагающий экскаватор-паук скорее — военнослужащий сил особого назначения. Отлично экипированный, он способен в одиночку расчистить затор посреди бурной реки, пробираться через болото и даже строить дом в горах. На службе он не новичок, но и до старости ему пока далеко: первые машины этого типа появились чуть больше полувека назад.

Во второй половине шестидесятых годов двадцатого столетия в Швейцарии группа инженеров-изобретателей под началом Эдвина Эрнста Менци работала над задачей создать высокомобильную землеройную машину, конструктивные особенности которой позволяли бы ей работать на самых сложных рельефах, в горах, лесах и в воде. Итогом этой работы стал увидевший свет в 1966 году первый шагающий экскаватор-паук — идеально сбалансированный, с четырьмя независимыми колесами. На горных ландшафтах, которых в Швейцарии более, чем достаточно, эта машина, выполняя самые разные задачи, стремительно набирала очки. Пусть у нее еще не было сложной телескопируемой стрелы, а лапы не регулировались по длине, первый Menzi Muck быстро набирал популярность как у себя на родине, так и за рубежом.

MENZI MUCK

Полвека эволюции сделали шагающий экскаватор-паук из Швейцарии тем, чем он стал: высокотехнологичной многофункциональной машиной, которая находит себе применение в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности. Он роет котлованы и траншеи, укрепляет и очищает берега рек, прудов и других водоемов, вооружившись харвестерной головкой, занимается заготовкой леса, с помощью вибропогружателя устанавливает сваи, строит рельсовые дороги, выполняет бурение, решает сложные задачи в области садово-парковой архитектуры — и это только самый беглый обзор его возможностей.

ШАГАЮЩИЙ ЭКСКАВАТОР

Чтобы получить представление о возможностях современных машин Menzi Muck, рассмотрим поближе абсолютную новинку — модель М545х. Она была представлена на выставке строительной техники и оборудования bauma 2019 в Мюнхене и уже успела проявить себя как лидер. Крутые склоны гор, лес, реки и озера — естественная среда ее обитания; однако гражданское, железнодорожное и другое строительство и даже работы по разрешению чрезвычайных ситуаций ей по плечу.

Menzi Muck М545х с гидростатическим четырехколесным приводом оборудован стрелой Menzi Powerboom со специальной кинематикой и максимальной грузоподъемностью 9800 килограммов. Его цилиндр расположен горизонтально в центральной секции, что предотвращает возможность удара цилиндра о внешние предметы. Модель обладает максимальной силой вращения башни во всем диапазоне оборотов двигателя.

Система P-Vation обеспечивает экскаватору-пауку новой генерации горизонтальную и вертикальную регулировку всех колес, а Vx-Drive — работу бесступенчатой трансмиссии во всем диапазоне регулировки.

Гидравлические шланги на шасси Menzi Muck М545х защищены от механического воздействия, а на стреле расположены таким образом, чтобы быть в поле зрения оператора.

Покупателям предлагается опция выбора ширины шин вплоть до 800 миллиметров. Опционально машина может быть также укомплектована опорными лапами или стабилизаторами, которые устанавливаются в передней или задней части экскаватора-паука для работы на местности со сложным рельефом.

Панорамная кабина М545х имеет оптимизированную эргономику, способствующую тому, что утомляемость оператора при работе сводится к минимуму. Управление машиной — интуитивно понятное, на дисплей выводятся все возможные параметры работы с любым из 15 видов навесного оборудования.

Идеальное расположение точки вращения сводит к минимуму силы, воздействующие на машину. Крупногабаритные несущие конструкции и увеличенная толщина стали повышают уровень безопасности даже в самых сложных условиях работы. В передней и задней части Menzi Muck М545х расположены механизмы крепления гидравлической лебедки с оптимальными характеристиками направляющей троса.

Сила копания экскаватора-паука — 69 кН, усилие отрыва — 102 кН. Радиус разворота машины — 7600 миллиметров, вес без дополнительного оборудования — 12 300 килограммов.

KAISER

Вслед за успехом первых Menzi Muck в работу по созданию шагающих экскаваторов-пауков включилась и лихтенштейнская компания Kaiser AG Fahrzeugwerk. Первые модели интересующей нас техники были выпущены ей в конце семидесятых годов. Современные машины этой марки много эффективнее первых образцов, но сохранили свою «фирменную» компоновку.

У KAISER S 12 — все та же полноповоротная платформа с кабиной, двигателем и стреловым оборудованием, поставленные на нижнюю раму с уже знакомым нам оригинальным колесным ходом: четыре шарнирные ноги с колесами, каждая из которых может перемещаться независимо. Благодаря чему KAISER S 12 поднимается и опускается по склонам, несмотря на течение, уверенно входит и погружается в водоемы до двухметровой глубины, выполняя там необходимые работы. В особых сложных случаях колеса с S 12 можно снять ради большей устойчивости.

Эксплуатационная масса KAISER S 12 — чуть больше 10 тонн. На нем установлен 175-сильный дизельный двигатель Perkins, который приводит в действие три гидронасоса с регулированием суммарной мощности. Экскаватор имеет трансмиссию гидрообъемного типа: в ступицы колес встроены гидромоторы и двухступенчатые планетарные редукторы, благодаря чему становится возможным бесступенчато менять скорость в диапазоне до 15 километров в час.

KAISER S 12 имеет дисковые тормоза в масляной ванне. За управление и оптимизацию работы гидросистемы отвечает устройство Kaiser Tronic. За вращение полноповоротной системы — регулируемый гидромотор с планетарной передачей и фрикционный тормоз. Длина рукояти экскаватора-паука может увеличиваться телескопически.

ШАГАЮЩИЙ ЭКСКАВАТОР
ШАГАЮЩИЙ ЭКСКАВАТОР

Глубина копания у KAISER S 12 может достигать отметки в семь метров. Также уверенно, как с ковшами разного назначения, он способен работать с грейфером, рыхлителем, гидромолотом и мульчером. Лебедка также в наличии.

Кабина оператора имеет широкий вход и защищена от опрокидывания и падающих предметов. С рабочего места открывается самый широкий обзор; кабина отлично защищена от шума и вибрации и укомплектована кондиционером. Эргономичное место оператора с индивидуальной подвеской позволит, не уставая, работать продолжительное время. Для управления KAISER S 12 предусмотрен удобный джойстик, подробная информация о работе экскаватора-паука выводится на мультифункциональный дисплей.

XCMG

Краткий обзор шагающих экскаваторов-пауков был бы неполным без упоминания хотя бы одной модели китайского производства. И такая действительно есть. Речь о модели ЕТ110 машиностроительного гиганта XCMG из Поднебесной.

Вес машины довольно велик — 22 тонны. Роль силовой установки выполняет дизельный двигатель Cummins мощностью 180 л.с.. Скорость у китайской модели несколько меньше, чем у европейских машин: 5 километров в час при движении вперед и 3 — назад; однако, учитывая специфику работы и отсутствие необходимости передвигаться по дорогам общего пользования самостоятельно, этого вполне достаточно. Стандартный ковш имеет объем 1,16 кубометра, при этом экскаватор работает и с целым рядом сменных навесных устройств.

Работа гидравлической системы контролируется программой, которая регулирует ее эффективность, а также следит за безопасностью эксплуатации. Встроенная GPS помогает дистанционно отследить местонахождение машины.

Кабина XCMG ЕТ110 установлена на шести гидравлических амортизаторах. Рабочее место отличается прекрасной обзорностью и большой степенью комфорта. Кресло оператора снабжено множеством регулировок. Монитор и сенсорные кнопки управления, система климат-контроля дают возмжность оператору комфортно работать в течение долгого времени. Специальная опция позволяет в зависимости от обстоятельств выбрать тяжелый, стандартный или легкий режим работы.

ШАГАЮЩИЙ ЭКСКАВАТОР
ШАГАЮЩИЙ ЭКСКАВАТОР

Разумеется, названные выше компании — не единственные производители спецтехники интересующего нас типа. Линейку экскаваторов-пауков из множества разновидностей двух базовых моделей выпускает итальянское предприятие Batemag; есть среди них и специальная модификация Forestry для работы в лесном хозяйстве. Исключительно шагающие экскаваторы с многосекционной телескопирующейся стрелой выпускает компания Euromach, количество моделей в которой давно перевалило за два десятка.

Кроме высокой эффективности и многофункциональности экскаваторы-пауки отличаются высокими экологическими характеристиками. Для работы в водоемах в гидросистеме многих из этих машин применяется биоразлагаемое масло. Работая в лесу, шагающие экскаваторы обеспечивают отличную сохранность почвы благодаря низкому давлению на грунт. Нужно заметить, что производители экскаваторов-пауков работают над экологической стороной своих машин ничуть не меньше, чем над их эффективностью и безопасностью, что совершенно понятно: все в большем числе стран безопасность техники для окружающей среды из всех ее характеристик выходит на одно из важнейших мест.