НАВЕСНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
На стройке возникают порой такие ребусы, что решить их без дополнительных приспособлений к спецтехнике бывает невозможно. Чаще всего навесное оборудование применяют на главных землеройно-транспортных машинах в мире – экскаваторах, а также на фронтальных и телескопических погрузчиках, грейдерах, бульдозерах и т. п. машинах.
Современное навесное оборудование столь многообразно, что его трудно однозначно систематизировать. Разнообразные ковши, ковши-дробилки, всевозможные рыхлители, гидромолоты, гидроножницы, бетоноломы (крашеры), дорожные фрезы, виброплиты (компакторы), грейферные ковши и грейферные захваты, вибропогружатели – вот далеко не полный перечень современных навесных агрегатов. Высокотехнологичное производство современного навесного оборудования сейчас налажено и в нашей стране, и за рубежом.
Как отмечают эксперты, в настоящее время ввиду сложной экономической ситуации на рынке дорожно-строительной техники наблюдается снижение процесса обновления оборудования и уменьшения спроса на новую технику. Вместе с тем, что весь закономерно, растет потребность в качественных запчастях, комплектующих и навесном оборудовании, которые позволят продлить срок эксплуатации техники и улучшить ее технические характеристики, а также рационализировать использование машин.
Среди игроков рынка навесного оборудования сейчас есть как узкоспециализированные предприятия, такие, например, как испанская Korota, порядка 30 лет выпускающая один вид оборудования – гидромолоты, так и предприятия-гиганты производители спецтехники, к примеру, JCB, Caterpillar, Volvo Construction Equipment и другие.
Регулярно компании представляют на рынке модернизированные и совершенно новые образцы устройств, призванных оптимизировать рабочий процесс, повысить производительность машин, облегчить жизнь операторов, а также эффективнее выполнять поставленные перед конкретной машиной задачи.
Лидером в области производства навесного оборудования считается английская компания JCB. В продуктовой линейке предприятия более 3 000 видов различного оборудования: ковши, спецзахваты, грейферы, гидромолоты для экскаваторов в диапазоне от 800 кг до 70 т. Одна из последних разработок – фрезерная головка Rockwheel, используемая для рытья траншей, проходки тоннелей, снятия дорожных покрытий, разработки карьеров. В целях увеличения суммарной производительности головку рационально применять совместно с гидромолотом или ковшом. Примечательно, что, как заявляет производитель, «навеска» эффективна при работает даже на глубине 30 м под водой. (фото 2- jcb навески)
Еще один гигант рынка – шведская компания Atlas Copco, поставляющая на рынок все виды гидромолотов собственной разработки, гидроножницы, бетоноломы. Одна из наиболее свежих и интересных разработок компании – гидромолот МВ 750 для экскаваторов массой от 10 до 17 т, уже заслуживший репутацию самого мощного на рынке. При массе 750 кг частота ударов гидромолота составляет 370…800 мин-1. В конструкции использована специально разработанная система пылезащиты DustProtector II, при установке на рукояти предусмотрено использование двух фиксирующих стержней, а не одного, как обычно. У данного оборудования по сравнению с предшественниками значительно снижен уровень шума до 118 дБ (А), а также повышена производительность ударного инструмента, а конструкция позволяет использовать молот даже под водой.
Говоря о ведущих производителях навесного оборудования, нельзя не упомянуть корпорацию Caterpillar. На данный момент номенклатура компании включает производит около трехсот видов навесных агрегатов, разработанных непосредственно ее специалистами: многочелюстные грейферы, рыхлители, многоцелевые захваты, виброплиты, механические измельчители. Гидромолоты Caterpillar признаны самыми производительными в мире, кроме этого, им можно устанавливать на большинстве видов спецтехники европейского производства.
Наиболее универсальным предметом разрушения из всех представленных на рынке по праву считается гидравлический мультипроцессор серии МР от Caterpillar. Движения навесного оборудования Caterpillar плавные и точные, так как в их конструкции применено новое поколение гидравлических золотников CAT. (где-то здесь – фото cat мультипроцессор 2.jpg и мультипроцессор cat)
Буквально на днях компания расширила линейку навесного оборудования для экскаваторов тремя новыми моделями мультипроцессоров: MP332, MP345 и MP365. За основу при создании агрегатов был положен глобальный опыт компании в области разработки и производства оборудования для сноса, что позволило создать функциональные устройства, призванные удовлетворить требования клиентов.
К отличительным чертам новых мультипроцессоров в первую очередь можно отнести компактные габаритные размеры, оптимальные рабочие характеристики в сочетании с низкими затратами на владение и эксплуатацию, а также невероятно высокое соотношение мощности к массе, что в свою очередь положительно сказывается на усилии резания и измельчения при одновременном снижении нагрузки на экскаватор. Среди конструктивных особенностей корпусов новых навесных устройств следует отметить мощный механизм, обеспечивающий вращение мультипроцессора в диапазоне 360 градусов для его установки под оптимальным углом при любых условиях сноса строений. Конструкция новых агрегатов позволяет устанавливать на базовый корпус челюсти шести типов, что существенно повышает универсальность использования этого оборудования. Кроме того, мультипроцессоры оснащены новой системой фиксации челюстей и клапаном Speed Booster.
Оснащение мультипроцессоров системой повышения скорости и мощности Speed-Booster позволила использовать гидроцилиндр меньшего диаметра, чем у моделей-предшественников, а также практически вдвое сократило время, отведенное на цикл открывания и закрывания челюстей. В зависимости от установленных челюстей усилие закрывания способно увеличиться до 19 % по сравнению с моделями предыдущего поколения.
Сама линейка сменных челюстей включает себя следующие разновидности:
Бетонорезы (СС) предназначены для резания и разрушения бетонных конструкций, стальных балок и стальных конструкций, резания и измельчения крупных, сильноармированных бетонных конструкций.
Челюсти для сноса (D) помогают выполнять первичные работы по сносу, резанию и измельчению среднеармированных бетонных конструкций.
Измельчители (Р) используются для сноса и измельчения бетонных конструкций в рамках одной операции, а также для отделения арматуры от бетона, измельчения крупных бетонных блоков до фрагментов, готовых к дальнейшей переработке.
Ножницы (S) применяются для разрушения стальных конструкций, резания и измельчения металлического мусора. Он отличаются выступающим зубом и изнашиваемым лезвием на верхней челюсти и поперечным лезвием с дополнительным направляющим лезвием на нижней челюсти; прямая нижняя челюсть смыкается с выступом верхней челюсти, что повышает усилие резания и сжатия, а также распрямляет сталь перед резанием.
Универсальные челюсти (U) используются для измельчения армированных бетонных конструкций до мелких фрагментов, готовых к дальнейшему измельчению, а также при извлечении арматуры. Кроме этого, они пригодны для первичных и вторичных операций по сносу.
Ножницы для резки металлических емкостей (TS) предназначены для точного разрушения стальных листов, судов, вагонов, емкостей (для зерна, масла и топлива), складских строений, транзитных складов и прочих конструкций из листового металла; режут стальные листы на полосы.
Для того, чтобы поменять челюсти, достаточно 10 минут и использования обычного набора инструментов. Габаритные модели оснащаются системой фиксации пальца, которая предусматривает удержание пальца цилиндра вместе с челюстью для быстрой и безопасной смены челюстей.
От моделей предыдущего поколения новые челюсти отличаются меньшим количеством сварных швов и увеличенным количеством сменных изнашиваемых деталей. Многие изнашиваемые детали крепятся на пальцах, что позволяет осуществлять их смены быстро и без лишних усилий непосредственно в процессе эксплуатации техники. Такое конструктивное решение значительно экономит время и снижает затраты за счет того, что челюсти не нужно доставлять в мастерскую для очистки, шлифовки и приваривания новых изнашиваемых деталей. Челюсти типов D, CC, и P имеют общие с другим навесным оборудованием элементы. На челюсти типа P устанавливается оснастка Caterpillar, а на челюстях типов D и CC используется такой же принцип крепления, какой характерен для оснастки Caterpillar.
Большой выбор навесных агрегатов предлагает и подразделение концерна Volvo – Volvo Construction Equipment. В номенклатуре компании – ковши, вильчатые захваты, оборудование для перемещения блоков. (фото ковш jcb)
Среди европейских производителей, работающих на российском рынке, внимания заслуживают также итальянские компании: O.M. of Anobile L. & Zotta F. & C. s.n.c. (бренд ZAMO), INDECO. Хорошей репутацией благодаря качеству и передовым технологическим решен6иям обладают навесные агрегаты японских фирм Furukawa Co., Ltd., Komatsu, Ltd., Nippon Pneumatic Manufacturing.
К специфическим чертам рынка навесного оборудования в первую очередь можно отнести следующее. Производители, комплектуя технику известных производителей, обозначают оборудование маркой этого известного бренда. Так, свою продукцию финская Rammer распространяет частично под брендами Caterpillar, JCB, Volvo, Atlas Copco. Ирландская McQuaid Engineering, Ltd. тесно сотрудничает с филиалом немецкой группы Wirtgen, компанией Kleemann, а также с Terex Pegson, Ltd. (Terex Powerscreen, Ltd.) и Terex Finlay. А крупнейший канадский производитель навесного оборудования Montabert часть продукции реализует под маркой Bobcat.
Вообще же в экспертном сообществе отмечают стабильное увеличение доли корейских производителей на российском рынке навесного оборудования. В первую очередь это обусловлено оптимальным для отечественного потребителя соотношением цена-качество.
В настоящее время на нашем рынке работает порядка 20 южнокорейских компаний-производителей «навесок», лидером среди них считается компания Soosan Heavy Industries Co. По оценкам экспертов, Soosan стабильно контролирует 10% мирового рынка производства основного навесного оборудования.
Интересный факт: преобладающее число корейских игроков рынка, в том числе и крупных, – компании совсем молодые. Так, DB Tech основана в 2004 г., Torpedo TNA – в 1996-м. Kwanglim SG Co., известная по бренду HydroKhan и владеющая одним из крупнейших производств строительных машин в Корее, ведет свою историю с 1999 г.
Пионером в области можно назвать компанию D&A Heavy Industries, начавшую изготавливать свои гидромолоты в 1983-м и сейчас поставляющую на рынок также и вибротрамбовки, бетонодробилки и гидроножницы для монтажа на строительную технику самых разных «весовых категорий».