ТРАКТОРЫ ДЛЯ АГРАРИЕВ: ТЕНДЕНЦИИ И НОВИНКИ РЫНКА
Когда речь заходит о сельском хозяйстве, в первую очередь все вспоминают тракторы. И это не случайно, ведь эта машина многие годы является обязательной составляющей штата аграрной техники, применяясь как самостоятельно, так и в связке с различной навесной техникой. И какие бы ни появлялись виды и типы современных сельхозмашин, тракторы остаются крайне востребованными и популярными среди аграриев. Впрочем, производители тоже не застряли в XX веке, а идут в ногу со временем, старясь следовать современным тенденциям.
Статистика, цифры и факты
В силу занимаемой площади, обилия плодородных земель и пригодного для ведения сельского хозяйства климата во многих регионах климата Россия традиционно относится к странам с развитым аграрным сектором, и в силу экономической ситуации последних нескольких лет значение сельского хозяйства для возросло. Как следствие, увеличилась и роль специальной техники, призванной повышать производительность и эффективность полевых работ. Тракторы благодаря своей многофункциональности остаются самым популярным видом техники.
Все машины данного класса в наше время принято разделять на три основные группы. Так, тракторы, относящиеся к универсальной группе, используются преимущественно для ухода и пропашки насаждений. Машины данного типа обладают рядом конструктивных особенностей: регулируемая по ширине колесная база, большой дорожный просвет. В зависимости от вида выращиваемых культур ширина колесной колеи регулируется в соответствии с расстоянием между рядками.
В общую группу входят тракторы, применяемые в большинстве базовых сельскохозяйственных операций. Их отличают мощный дизельный двигатель, отсутствие полного привода и малое расстояние от моста до земли.
Наконец, к специальной группе относятся модификации тракторов, заточенных под определенные условия работы или конкретную сельскохозяйственную культуру. Такие машины эффективны в горной местности, влажном или холодном климате и применяются совместно со специальным навесным или полунавесным оборудованием.
По типу движетеля тракторы разделяют на колесные и гусеничные. Каждый тип обладает рядом преимуществ и показателями к применению. Так, машины на гусеничном ходу наиболее эффективны при выполнении операций в условиях болотистой местности, где требуется низкое давление на почву, высокая проходимость, повышенное тяговое усилие. Также такие трактора активно используются для работ по снегозадержанию, для очистки дорог зимой, земляных работ. Колесные тракторы обладают увеличенной скоростью и универсальностью, благодаря чему эффективны в условиях многозадачности.
Если говорить о ситуации на рынке, то в течение последних лет наблюдаются смешанные тенденции попеременного роста и спада производства тракторов. Так, в 2017 году в России было произведено 373 гусеничных тракторов, что на 16,9% ниже, чем в 2016 голу. По данным на июль 2018 года, производство данного типа уменьшилось на -40,9% к уровню июля прошлого года и составило 26 шт.
Лидером производства тракторов гусеничных от общего произведенного объема за 2017 год стал Уральский федеральный округ с долей около 99,7%. В период 2015-2018 гг. средние цены производителей на тракторы гусеничные промышленные и универсальные выросли на 209,9%, с 1 157 250,8 руб./шт. до 3 586 705 руб./шт. Наибольшее увеличение средних цен производителей произошло в 2017 году, тогда темп роста составил 168,0% Средняя цена производителей на тракторы гусеничные промышленные и универсальные в 2018 году уменьшилась на -23% к уровню прошлого года и составила 3 586 705 руб./шт.
Иностранные покорители российских полей
Сейчас рынок сельскохозяйственных тракторов в России представлен широкой линейкой моделей отечественного и зарубежного производства. Наиболее популярными виду оптимального соотношения цены и качества среди отечественных аграриев являются тракторы «Беларус». Их не только не только поставляют из братского государства, но и производят по лицензии на нескольких заводах в России. Также на территории страны есть лицензионные производства, например, немецких Claas и ещё ряда иностранных тракторов.
Claas, кстати, является одним из крупнейших мировых производителей комбайнов и тракторов. В 2013 году трактор AXION 850 попал в пятерку самых мощных и эффективных тракторов мира. Сейчас компания представляет шесть линеек: тракторы XERION (полноприводные), AXION, ARION, AXOS, ELIOS (компактные) и NEXOS, в которые входят 50 моделей мощностью от 75 л.с. до 530 л.с.
Тракторы Claas характеризуются высокой тяговой мощностью, маневренностью, простотой управления и универсальностью, поэтому их часто используют как тяжелые буксиры, а также как строительную и коммунальную спецтехнику.
Также спросом пользуются машины японской корпорации Kubota, являющейся абсолютным лидером продаж тракторов в Азии. Первым продуктом, благодаря которому Kubota сумела прославиться на весь мир, стал компактный трактор 21HP L200, завоевавший широкую популярность у потребителей в 1972 году. На данный момент Kubota выпускает целых 19 серий тракторов абсолютно разной мощности и предназначений. Самыми популярными благодаря маневренности, позволяющей им работать в стесненных условиях, а также мощности и точности являются компактные модели. Главной «фишкой» тракторов Kubota являются их супернадежные и крайне экономичные двигатели.
Следующий выдающийся игрок рынка – немецкий концерн Deutz-Fahr. В 1927 году на заводе компании был выпущен первый трактор, а в 1942 году компания стала владельцем одного из первых в мире производителей тракторов – Lamborghini Trattori, после чего приобрела еще и марку Hürlimann. Слияние дало корпорации название группа SDF.
Несколько лет подряд тракторы марки Deutz-Fahr, Lamborghini Nitro и SAME признаются лучшими во многих странах Европы. Главное отличие этой техники – немецкая надежность, красивый внешний дизайн, комфорт кабины, экономичность двигателей при сохранении мощности, и оснащение тракторов самыми современными высокоинтеллектуальными функциями.
Fendt – еще один немецкий известный производитель тракторов, выпустивший первую машину в 1937 году. В настоящее время брендом Fendt владеет американская компания AGCO. Тракторы Fendt называют агротехникой, опережающей свое время. Для тракторов характерно большое количество smart-технологий и решений, в значительной степени облегчающих их управление и эксплуатацию. Сейчас у Fendt 7 серий тракторов, самой сильной, экономичной, но вместе с тем и наиболее дорогостоящей является 500-сильный 1050 Vario.
Тракторы бренда New Holland, входящего в группу CNH Industrial и принадлежащего автомобилестроительной компании Fiat, – синоним самых смелых инноваций в области агротехники. Именно у New Holland в свое время появился первый в мире водородный трактор под названием NH2. Современные тракторы и комбайны марки New Holland – это средоточие множества запатентованных инновационных технологий, за что они не раз получали призы за технологичность и экономичность. Самые популярные тракторы бренда New Holland – серия Magnum, берущая свое начало в 1987 году. Это мощные, экономичные и эффективные машины, способные справляться с широким спектром задач.
Пользуются спросом и тракторы одного из старейших и известнейших в мирепроизводителей агро- и стройтехники – Case, входящего в группу CNH Industrial. Именно Case в 1892 году стала первой компанией, которая начала оснащать тракторы дизельным двигателем, а с 1995 года у тракторов бренда появились системы позиционирования, которые впоследствии начали применять другие производители. С тех пор модели тракторов Case завоевали множество международных премий и установили несколько рекордов Гиннеса как самые быстрые, мощные и экологически чистые машины.
Канадский бренд Massey Ferguson, основанный в 1847 году, сейчас принадлежит американскому производителю спецтехники AGCO. На сегодняшний день на полях и дорогах нашей планеты работает более 5 млн тракторов бренда Massey Ferguson. Сейчас у компании огромная линейка тракторов мощностью от 60 л.с. до 200 л.с., для каждой модели характерны высокий уровень надежности и инновационность.
Наш обзор иностранных компаний не был бы полным без крупнейшего производителя сельскохозяйственной, лесной и строительной техники – John Deere. Слоган «Ничего не работает так, как Deere» как нельзя лучше описывает эту компанию. Комфорт операторов тракторов John Deere буквально возведен в культ, благодаря чему кабины машин похожи на крошечные уютные квартиры. Эти тракторы ценят за непревзойденную эффективность, точность, экономичность и комфорт.
Made in Russia
Естественно, не все тракторы, что работают на наших полях, зарубежного производства. Среди российских игроков рынка также есть ряд компаний, поставляющих для аграриев современную и производительную технику.
Лидером по производству сельхозтехники является «Ростсельмаш» из Ростова-на-Дону. Одна из наиболее популярных машин бренда – сверхсовременный трактор Rostselmash Versatile 2375 с двигателем Cummins.
Еще один легендарный бренд – «Кировец» из Санкт-Петербурга. Предприятие начало свою работу еще в 1801 году как Кронштадтский чугунолитейный, с 1924 года на заводе стали производить тракторы, и сейчас работает под брендом дочернего предприятия АО «Петербургский тракторный завод». Одна из наиболее популярных моделей – К-744Р из пятого поколения тракторов «Кировец», производима в семи комплектациях — с двигателями Mercedes-Benz, ТМЗ и ЯМЗ.
Следующий заметный игрок рынка – «Агромаш» из Чебоксар, входящий в состав концерна «Тракторные заводы». Компания выпускает комбайны, тракторы, коммунальную технику, сельскохозяйственное оборудование. Производство интегрировано с другим брендом «Тракторных заводов», «Промтрактором», и ведет родословную от основанного в 1972 году Чебоксарского завода промышленных тракторов. Также тракторы бренда строятся на других заводах холдинга — во Владимире и в Волгограде. Одна из наиболее востребованных моделей – трактор «Агромаш-180ТК».
Terrion – бренд предприятия «Агротехмаш», производящего сельхозтехнику. Компания начала свою работу в 1997 году как дилер иностранной техники, а в 2002-м представила первый собственный трактор, разработанный совместно с немецкими конструкторами. Сейчас основные производственные мощности расположены в Тамбове. Одна из основных моделей бренда – трактор Terrion ATM 7360.
Достаточно молодой бренд «Балтиец», появившийся в 2000 году как производитель навесного оборудования, с 2006 выпускает тракторы. Сельскохозяйственный трактор общего назначения «Балтиец» К-707Т с двигателем ЯМЗ является одной из наиболее востребованных модификаций.
Входящий в концерн «Тракторные заводы» Волгоградский тракторный завод делает трактора «Агромаш» и разное навесное оборудование. Но есть в линейке и один трактор под собственным брендом — ВТЗ ДТ-75. Это неизменная модель завода с 1963 года, пережившая множество доработок и рестайлингов.
Челябинский тракторный завод основан в 1933 году и в основном производит бульдозеры, погрузчики, трубоукладчики и так далее. В линейке есть один трактор Т10 в двух конфигурациях — обычной и болотоходной.
Завод «Алтайский трактор» специализируется на лесозаготовительной технике разного назначения, а также на технике для различных нужд тяжёлого машиностроения. Одно из направлений — это гусеничные трактора для сельхозцелей. Одна из популярных моделей данного класса – «Алттрак Т-501».
АГРОСАЛОН 2018: парад новинок
Традиционно площадкой для презентации новейших разработок в сфере сельскохозяйственной техники является Международная специализированная выставка АГРОСАЛОН, проходящая в Москве раз в два года. В этом году с 9 по 12 октября на площади 64 531 кв. м. ведущие производители из 34 стран продемонстрировали новинки мирового сельхозмашиностроения и последние технические решения в области биоэнергетики и систем управления агробизнесом.
Одной из наиболее ярких премьер проекта стад итоговый продукт пятилетней модернизации сельскохозяйственных тракторов 5-8 тяговых классов – уже упомянутый выше «Кировец» серии К-7 уже Петербургского тракторного завода. На экспозиции компании был выставлен образец самой мощной модификации К-742 в комплектации «Премиум плюс», с 428-сильным дизелем Mercedes.
Обновленная версия трактора 2018 года выпуска имеет ряд важных улучшений, которые касаются комфорта, систем управления, агрегатирования, технического обслуживания и гарантии. Машина стала тише, эргономичнее, легче и точнее в управлении. Для эффективно работы в поле навесное устройство тракторов получило усиленные нижние тяги, новый тяговый брус, была повышена надежность и удобство гидравлики рабочего оборудования.
Возможности одного трактора этой серии позволяют в течение года подготовить и засеять с полным соблюдением агросроков до 5 000 га. При этом гарантирована минимальная себестоимость посева 1 га. Стоимость новой модели трактора по госпрограмме составляет 6 325 304 рублей.
Также компания представила трактор 4-го тягового класса с новыми опциями, среди которых передняя навеска и тягово-сцепное устройство лифтового типа. «Кировец» К-4 уже был представлен на предыдущем АГРОСАЛОНе как опытный образец, теперь посетители увидели серийно выпускаемую машину. За прошедший период хозяйства различных регионов России получили более 500 таких тракторов.
На стенде ключевых партнеров ПТЗ Ярославского и Тутаевского моторных заводов, был презентованы новейшие двигатели экологического класса Stage III a для «Кировцев».
Среди ожидаемых новинок АГРОСАЛОНа также были новые модели «Брянского тракторного завода» (БТЗ). Одна из них – БТЗ-243К, самый мощный колесный трактор общего назначения в заводской продукции. Машина оснащена двигателем производства Ярославского моторного завода с мощностью 250 л.с. и с высоким крутящим моментом на низких оборотах. Также модель отличается шарнирным соединением полурам, полноценно работающим в двух плоскостях, что улучшает тяговые характеристики, повышает маневренность и позволяет максимально эффективно обрабатывать мелкоконтурные поля и поля со сложным рельефом. Высокопрочная клепаная рама помогает выдерживать критические нагрузки, а задний вал отбора мощности в стандартной комплектации существенно расширяет возможности трактора по агрегатированию. Благодаря наличию современных узлов и агрегатов сервисное обслуживание трактора можно производить с увеличенным до 500 моточасов интервалом. Также немаловажно, что помимо работы с навесным оборудованием машина способна возить прицепы и полуприцепы грузоподъемностью до 20 т.
Другая колесная новинка БТЗ – более доступная версия сельскохозяйственного трактора БТЗ-246К. Данная модель, оснащенная модернизированным двигателем ЯМЗ мощностью 180 л.с. с 12-скоростной механической коробкой передач, наилучшим образом приспособлена к выполнению транспортировочных работ и может буксировать прицепы массой до 20 т со скоростью до 34 км/ч. Простая и вместе с тем прочная конструкция позволяет трактору эффективно отработать самый сложный полевой сезон. Как и предыдущая модель, БТЗ-246К оснащен современной кабиной повышенной комфортности с центральной посадкой оператора и увеличенной рабочей зоной видимости, а также системой кондиционирования.
Обе модели трактора БТЗ предназначены для выполнения таких энергоемких сельскохозяйственных работ, как обработка почвы, посев, уборка, кормозаготовка, транспортировка грузов, а также особо – и эффективны при применении в сельхозпредприятиях с площадью угодий до 3 тыс. га. Как и все образцы БТЗ, тракторы просты в эксплуатации и обслуживании, обладают неприхотливыми и экономичными двигателями, имеют низкую стоимость владения. Наряду с широкими возможностями использования все это способствует их востребованности среди аграриев.
Но не только российские компании радовали гостей АГРОСАЛОНа новинками. Так, AGCO-RM, один из лидеров в области дистрибуции сельскохозяйственной техники, накануне объявил о расширении продуктовой линейки бренда Fendt. Премьера новой модели гусеничного трактора Fendt 900 Vario MT состоялась непосредственно на выставке на стенде российского дилера AGCO-RM – компании «Кузница».
Fendt 900 Vario MT– единственный гусеничный трактор, созданный с нуля, который одновременно сочетает в себе наследие легендарного бренда Challenger и инновации Fendt. Модельный ряд Fendt 900 Vario MT представлен тремя версиями: Fendt 938 Vario MT (380 л.с.), Fendt 940 Vario MT (405 л.с.) и Fendt 943 Vario MT (431 л.с.). Машины предназначены для обработки больших площадей и отличаются повышенным уровнем комфорта. Среди основных преимуществ новых тракторов можно выделить в первую очередь новую концепцию низко оборотистого двигателя Fendt ID, новую трансмиссию VarioDrive, мягкую двухтотечную подвеску кабины, эффективно нейтрализующую вибрации при движении по неровной поверхности. Новый трактор оснащен концентрической системой охлаждения Air System (CAS), благодаря которой охлаждение происходит по запросу, независимо от количества оборотов двигателя. Обновленная ходовая часть и увеличенная база на 13 см обеспечивают лучшее управление за счет большего пятна контакта, что особенно ценно при работе на крутых склонах и в ситуациях. Отдельно стоит упомянуть о инновационной системе подвески, основанной на четырех элементах: сиденье оператора на пневматической подвеске, двухточечной подвеске кабины, новой основной подвеске SmartRide и усовершенствованной системе привода на подвеске ConstantGrip.
На стенде второго официального дилера AGCO-RM, компании «АгроЦентр», была представлена еще одна разработка бренда – гусеничный трактор Fendt 1100 MT, который ранее выпускался под легендарным брендом Challenger. Характерной чертой тракторов линейки Fendt 1100 MT является эффективное преобразование мощности двигателя в энергию движения. В линейку входят четыре новые версии гусеничных тракторов: Fendt 1149 MT (492 л.с.), Fendt 1154 MT (536 л.с.), Fendt 1159 MT (592 л.с.) и Fendt 1165 MT (646 л.с.). Гусеничная ходовая часть Mobil Trac с четырьмя опорными катками на маятниковой подвеске отличается равномерным распределением массы трактора по пятну контакта и максимальной площадью пятна контакта. Кроме того, машины получили надежную систему быстрого переключения передач, специально разработанную для гусеничных тракторов с двигателями мощностью от 500 л.с. Еще одно ключевое преимущество – двигатель AGCO Power объемом 16,8 л., который работает в оптимальном диапазоне частоты вращения коленчатого вала, сочетая максимальный крутящий момент и минимальный расход топлива для конкретных условий. Гусеничные тракторы Fendt будут доступны для заказа в России в четвертом квартале 2018 года.
Судя по новинкам, становится ясно одно: современные тракторы – это уже не просто выносливые «рабочие лошадки», но высокотехнологичные образцы, не только повышающие эффективность работ, но и предлагающие максимально комфортные условия для операторов. Вообще же рынок тракторов не обошла стороной вездесущая тенденция автоматизации. Так, еще в 2016 году российская компания Cognitive Technologies представила прототип первого отечественного беспилотного трактора, который способен без помощи человека обрабатывать землю и убирать урожай.
Несмотря на то, что по всему миру подобные проекты пока находятся в зачаточном состоянии, аналитики уже сейчас предсказывают, что беспилотные транспортные средства станут основой «умного» сельского хозяйства будущего. Так, сейчас научные сотрудники Уральского федерального университета совместно с учеными из Бразилии и Аргентины разрабатывают беспилотный трактор с искусственным интеллектом. Ученые уже испытывают прототип в полях. Элементы управления трактора дополняются различными системами датчиков, которые обеспечивают регулирование процесса движения. Прямолинейный ход машины позволяет качественно обрабатывать почву, без просевов и пустот. По мнению ученых, это позволит повысить урожаи и рентабельность сельхозпроизводства.
Наладить выпуск таких беспилотных тракторов ученые планируют в течение трех лет. По мнению разработчиков, использование такой техники обеспечит расширение диапазона агротехнических работ, повысит качество и безопасность обработки сельхозугодий, позволит автоматизировать всю сельскохозяйственную деятельность: обработку земель, слежение за здоровьем растений, сбор и хранение урожая. Кроме этого, внедрение тракторов-беспилотников позволит исключить человеческий фактор, в частности, в плане нарушения трудовой дисциплины. Что же это – фантазии из разряда научной фантастики или вполне пригодный для реализации в России в течение ближайших пары десятков лет план? Время покажет.